Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за май 2010 г.
пнвтсрчтптсбвс

26

27

28

29

30

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

1

2

3

4

5

6

Выпуск от 13 мая 2010 г.

Этот День Победы!


Об увековечении имени Петра Рочева


«Северок» держит курс на юг


Праздник - в подарок!


Центр в превосходной степени


И снова в «полет»


Это нужно живым


Деньги за «ствол»


Интеллектуальная элита НАО


«Серебряные» мальчики


Командный дебют не комом


«Як-7Б»: легенда, написанная войной


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 13 мая 2010 г.

«Як-7Б»: легенда, написанная войной

У фронтового поэта Байсы Умарова есть строчки, посвященные памяти летчика Героя Советского Союза Яка Байсарова, всю войну пролетавшего на «Яке». Фронтовые друзья летчика, погибшего в последние дни Великой Отечественной в воздушных боях над Берлином, вспоминали, что «сталинский сокол» (так в те годы называли военных летчиков) гордился тем, что у них с самолетом одно имя, а значит, и одна общая судьба.

Ты вписал позывные войны

В биографию наших побед

Я вписал позывные мои

В череду расставаний и бед

Я писал биографию битв

Пулеметной строкой на снегу

В темном небе пылающий след

Память «Яку»... и в память Яку.

Говорят, что самолет и летчик - это одно целое. Это общий организм, где любое движение, любой просчет, любое неправильное решение стоит гибели сразу двух «небесных созданий»: истребителя и пилота. Поэтому очень важно, чтобы они понимали друг друга. Для каждого фронтового летчика самолет становился не просто другом, боевым товарищем, ангелом-хранителем, он был частью его жизни, поэтому-то, наверное, асы поднебесья до последнего боролись за свои погибающие, израненные машины. Они не бросали их в беде и очень часто погибали вместе с ними, идя на таран.

Великая Отечественная явила миру звездную плеяду героев: миллионы советских людей на фронте и в тылу ковали эту долгожданную Победу. Лозунг «Все для фронта, все для Победы» был не просто словесным призывом, это было внутренним состоянием каждого человека. Поэтому Красная армия и тыл были едины.

В годы войны ни на минуту не прекращалась работа заводов и фабрик, сбор денежных средств, продуктов питания для фронта. Люди по всей огромной территории нашей страны собирали средства, покупали облигации Государственного займа для того, чтобы помочь нашей армии. Наш Ненецкий округ сыграл в этом немалую роль.

Если учесть, что в годы войны на территории Заполярных тундр практически не было промышленных предприятий, заводов и фабрик (за исключением Печорского лесозавода), а большая часть мужского населения региона ушла на фронт, вклад нашей территории в Победу переоценить невозможно. К 1943 году в округе остался лишь каждый третий житель, в основном, женщины, дети, подростки и старики. И эти люди сделали все, чтобы собрать для «фронта и победы» 4,5 миллиона рублей, сдать облигаций на 1 миллион 209 тысяч, подписка на займы и лотерейные билеты дала еще 26 миллионов рублей. На эти средства для Красной армии была собрана целая танковая бригада.

В 1943 году жители округа собрали дополнительные средства на строительство артиллерийской батареи с названием «Заполярная Амдерма». С этого события началась традиция связывать названия военной техники, созданной на средства жителей региона, с названиями организаций и предприятий Ненецкого округа. Так в 1944 году построено несколько боевых самолетов для новой эскадрильи «сталинских соколов». Бомбардировщик «Ил-4», переданный летчику Беломорской флотилии Владимиру Томашевичу, получил имя «Работник Печорского флота», а второй боевой истребитель «Як-7Б», названный «Нарьян-Мар-ский судостроитель», был вручен Герою Советского Союза Алексею Кондратьевичу Тарасову. Именно этот самолет стал для жителей нашего округа своеобразным символом Победы, именно по его образцу и подобию был создан памятник, установленный в эти дни в центре Нарьян-Мара.

Каждый из нас понимает, что нынешний «Як-7Б» - это не просто памятник самолету, некогда носившему имя «Нарьян-Марский судостроитель», это памятник всем солдатам Великой Отечественной, памятник летчикам и танкистам, артиллеристам и пехотинцам и, конечно же, труженикам тыла, ценой непомерных усилий приблизивших Великую Победу.

Просматривая страницы газеты «Няръяна вындер» 40-х годов, я восстановила хронику великого подвига наших земляков-северян. Из небольших заметок, обращений и военных сводок можно шаг за шагом проследить биографию легендарного «Як-7Б».

Хроника «Заполярной эскадрильи»

В начале 1943 года жители Ненецкого округа обратились в Москву с рапортом о сборе средств на поддержку обороноспособности Красной армии и высказали просьбу назвать новую эскадрилью, сформированную на средства жителей Заполярья, эскадрильей самолетов «Трудящийся Ненецкого округа». Сразу за этим обращением начался сбор средств, вслед за которым в адрес окружкома ВКП(б) пришло благодарственное письмо от Сталина.

«Нарьян-Мар. Секретарю Ненецкого окружкома ВКП(б) тов. Кузину, председателю исполкома Ненецкого окружного Совета депутатов тов. Гудыреву.

- Передайте трудящимся Ненецкого национального округа, собравшим 1 миллион 12 тысяч рублей на эскадрилью самолетов «Трудящийся Ненецкого округа» для Беломорского флота - мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

Вслед за этим приветственным словом вождя жители округа еще активнее включились в работу по сбору средств «для фронта и победы». К концу 1943-го территория отправила Красной армии 13 миллионов 159 тысяч рублей, большая часть которых и была направлена на строительство самолетов Беломорской эскадрильи.

Уже весной 1944 года наши земляки вручали в Нарьян-Маре «ключи», формуляр и другие документы от нового бомбардировщика прославленному летчику В. Томашевичу, награжденному тремя орденами Красного Знамени, совершившему 360 боевых вылетов, участвовавшему в 68 боях и лично сбившему восемь немецких машин.

На митинге перед нарьянмарцами «сталинский сокол» сказал, что этот дорогой подарок он принимает с чувством огромной ответственности и заверяет жителей Ненецкого округа, что этот самолет поможет нашим летчикам добить врага в его собственной берлоге и приблизить долгожданную победу.

В начале 1944 года в газете «Няръяна вындер» было опубликовано обращение коллектива работников Нарьян-Марской судоверфи, где они сообщали Верховному главнокомандующему товарищу Сталину, что собрали 81 тысячу 170 рублей и высказали просьбу «построить на эти деньги боевой самолет, присвоив ему наименование «Нарьян-Марский судостроитель». Просьба была услышана, и в сентябре 1944 года новый истребитель «Як-7Б» был торжественно передан Герою Советского Союза, 22-летнему летчику Алексею Тарасову.

4 октября 1944 года в «НВ» была напечатана заметка об этом героическом летчике, севшем за штурвал самолета в 18 лет. С первых дней вой-ны истребитель прикрытия, которых любовно называли в народе «ястребками», стал его боевым товарищем и другом. Западный фронт, бои под Брестом и Ленинградом, Сталинградом, Мурманском и в Карелии, и, наконец, северные рубежи нашей Родины - вот боевой путь молодого летчика, в 21 год ставшего Героем Советского Союза. Именно ему, капитану, заместителю командира 20-го истребительного авиаполка 14-й авиадивизии ВВС Северного флота и был подарен этот скоростной, легкий и удивительно маневренный истребитель «Як-7Б».

6 октября 1944 года в нашей газете появился репортаж о передаче самолета «Нарьян-Марский судостроитель» героическому летчику. Заметка Д. Кузнецова называлась «На Н-ском аэродроме». Вот некоторые выдержки из нее: «На огромном поле аэродрома выстроились летчики, штурманы, стрелки-радисты, борт-механики и мотористы. Перед нами новый, блистающий краской самолет. На его фюзеляже, рядом с надписью «Нарьян-Марский судостроитель», десять красных звездочек - знак о десяти сбитых Героем Советского Союза капитаном Тарасовым фашистских стервятниках... Слово предоставляется секретарю окружкома ВКП(б) тов. Кузину.Он рассказал летчикам-беломорцам о самоотверженном труде ненцев, об успехах трудящихся округа, о громадном патрио-тическом движении населения округа по сбору средств в фонд обороны.

- Заверяю вас, товарищи беломорцы, что трудящиеся округа, выполняя свой долг перед Родиной, еще с большей активностью будут помогать Красной Армии, Военно-морскому флоту в достижении окончательной победы над врагом. В свою очередь тов. Тарасов горячо поблагодарил трудящихся Ненецкого округа за оказанное доверие.

- Я приложу все силы, чтобы оправдать оказанную мне честь. Замечательный самолет, который вы мне вручили, еще покажет себя на воздушных просторах родного Севера. Он будет стражем советского неба, грозным мстителем для врага. Хорошая машина, на ней я постараюсь увеличить счет сбитых мною фашистских самолетов».

После возвращения делегации Ненецкого округа с Беломорского аэродрома острова Ягодный и благодарственных слов героя, адресованных жителям Заполярья, «Няръ-яна вындер» практически в каждом номере начинает печатать отклики рыбаков и оленеводов, учителей и строителей на это событие. Обращения лично к товарищу Тарасову содержат слова гордости и восхищения «сталинским соколом»: «...с большой радостью узнали, что подарок судостроителей попал в Ваши крепкие, мужественные руки. Мы полны уверенности в том, что грозная боевая машина в Ваших мужественных руках будет надежным прикрытием машинам, несущим смерть фашистским захватчикам и разрушение базам, кораблям и его звериному логову!».

«Як-7Б» - символ мужества и подвига северян

Алексей Тарасов сдержал свое слово, на «Яке» он провоевал до самой победы и прибавил к своим 213 боевым операциям еще почти 100. Тарасов вместе с боевым другом «Яком-7Б» участвовал в 17 воздушных боях, увеличив количество воздушных сражений с 48 в июле 1944 года до 65 в победном сорок пятом. Героический летчик за годы войны сбил 16 вражеских самолетов, причем 12 - лично, потому-то на фюзеляже самолета и сегодня красуются 12 красных звезд, символизирующих подвиг двух нераздельных составляющих: человека и самолета. За воинскую доблесть во время службы на нашем «Яке» Алексей Кондратьевич (так его почтительно называли в те годы наши земляки) удостоен звания Героя Советского Союза, его награды - медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени.

Рассказывают, что после окончания войны знаменитый летчик в знак благодарности жителям Ненецкого округа прилетел назад в Нарьян-Мар на своем крылатом друге. Зарулил на центральную городскую площадь и встал на возвышенности, чтобы каждый житель города мог видеть многочисленные красные звезды на его фюзеляже. Видеть и гордиться: ведь это был и их подвиг.

Мы не будем сегодня рассказывать о дальнейшей печальной судьбе «Як-7Б». В прошлые десятилетия героический истребитель пережил не лучшие времена: его не разбили фашисты, зато растащили по винтикам и гаечкам дети и внуки фронтовиков. Лишь мотор-сердце «Яка» до сих пор хранится в стенах (теперь уже нового) краеведческого музея. Ну а мы, жители НАО, каждый раз, проходя по площади Ленина, будем с благодарностью смотреть на этот памятник, ставший для жителей Заполярья символом подвига и героизма наших земляков в годы войны.

Ирина Ханзерова

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.