Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за июль 2011 г.
пнвтсрчтптсбвс

27

28

29

30

123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Выпуск от 14 июля 2011 г.

Любовь и верность на всю жизнь


Губернатор НАО в Госсовете РФ


Реконструкция электростанции


Что плохо лежит


Смеяться, право, не грешно...


Серьезный разговор об Арктике в «Арктике»


Новый начальник из Томска


И под каждым здесь кустом...


Я ее теперь еще больше люблю


Люблю маму. И папу тоже люблю


И верхом поеду... К МАМЕ!


Два праздника в один день


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 14 июля 2011 г.

Серьезный разговор об Арктике в «Арктике»

Арктический регион давно перестал быть просто обозначением определенной территории на карте и географическим наименованием. Колоссальное количество запасов энергоресурсов, углеводородного сырья. Все это делает регион перспективным для освоения. Что же такое Арктика для России сегодня? Какова наша государственная политика в отношении этой территории, и каковы перспективы ее развития?

Эти и многие другие вопросы более пяти часов обсуждались на выездном заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Впервые мероприятие столь серьезного федерального уровня прошло в Нарьян-Маре. Обсудить арктический вопрос в культурно-деловом центре «Арктика» собрались федеральные руководители разных уровней под председательством вице-премьера РФ Сергея Иванова.

- Значение Арктического региона для России сложно переоценить. Здесь производится 20 процентов ВВП России. А также на эту территорию приходится 22 процента всего российского экспорта. Сумма стратегически важных ресурсов составляет около 15 триллионов долларов, - приводит убедительные цифры в начале встречи Сергей Иванов. - В прошлом году по трассам Северного морского пути было перевезено 110 тысяч тонн транзитного груза. В этом - показатель должен увеличиться до 800 тысяч тонн.

Судоводителей увидеть не хотите ли?

Арктический вопрос - это слаженная работа многих «механизмов»: от юридических и экологических до технических. Как выяснилось, один из них постепенно «изнашивается». Речь идет о транспортном флоте. Средний возраст судов ледового класса, бороздящих Северный морской путь, - около 25 лет.

- Очевидно, что требуется обновление парка судов, - подчеркивает в докладе министр транспорта России Игорь Левитин. На данный момент судов арктической направленности - 196, 153 из них ходят под российским флагом. В федеральном проекте бюджета на 2012-2014 годы заложены средства на строительство первых серийных ледоколов: атомного и дизельного.

- Лишь бы не получилось как с ледоколом «50 лет Победы». Судно назвали, а потом 15 лет не могли на воду спустить, - вспоминает казус Сергей Иванов. Заказ атомных ледоколов ляжет на плечи Росатома, дизельных - Минтранса. Еще один вопрос - необходимость в специалистах, судоводителях, подготовленных для работы в Арктике.

- В моей родной Макаровке, (Государственная Морская академия им. адм. С.О. Макарова в Санкт-Петербурге - прим. авт.) в которой я когда-то преподавал, Арктический факультет остался? - обратился с вопросом к членам коллегии Сергей Борисович.

- С трудом, но факультет удалось отстоять, - подключается к разговору депутат Госдумы Артур Чилингаров. - На данный момент - это основная база для подготовки судоводителей арк-тической специализации.

Продолжая транспортную тему, Игорь Левитин отметил, что арктическую территорию нужно «перекрывать» и при помощи самолетов. В арктических условиях - это вариант с самолетом на лыжах. Планируется внедрение нового чешского самолета «Л-410». Со своей инициативой выступил и заместитель генерального директора ассоциации экранопланов Александр Коровкин. Его предложение - разрешить организацию транспортных перевозок при помощи экранопланов. Но идея не была поддержана: признана «сырой» и недоработанной.

- А заказчики среди органов исполнительной власти у вас есть? - поинтересовался вице-премьер. Ответ на этот вопрос оказался отрицательным.

- Надо не просто сделать продукт, но и продать его. Пока нет покупателя, это все теория. Под что мы напишем законодательную базу? - стало понятно, что с экранопланами придется пока повременить. Интересно, что по международной классификации экранопланы относятся к морским судам. Своего рода самолет на воздушной подушке.

Второй механизм, который не работает в оптимальном режиме, - морпорты. Портов арк-тического направления в России 12. Причальные сооружения многих из них требуют капитального ремонта. Остро стоит вопрос о финансировании портов.

- Поддержка сейчас осуществляется, к сожалению, путем перекрестного субсидирования. Восемь портов поддерживаются за счет средств предприятий Мурманского порта, четыре - за счет средств порта «Восточный». Нагрузка в этих портах неконкурентоспособна по сравнению с зарубежными портами, - отмечает Игорь Левитин. Минтранс предложил рассмотреть возможность создания федеральных казенных морских портов и содержать за счет федерального бюджета. Не остался без внимания и ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт». Предложение округа - рассмотреть вопрос о передаче полного пакета акций порта в управление администрации НАО. По словам губернатора Игоря Федорова, это «позволит оздоровить финансовую ситуацию на предприятии и даст старт для его развития».

Не пора ли нам прибраться?

Особое внимание Сергей Иванов уделил экологической тематике.

- Я часто бываю в арктических регионах. Есть много мест, где природная красота контрастирует с загаженностью от предыдущей хозяйственной деятельности. Рано или поздно нам надо прибраться за собой, - считает Сергей Борисович.

Бывший министр обороны привел яркий пример с объектом на Новой Земле. Два года ушло только на то, чтобы определить, сколько стоят тысячи тонн брошенного металла, и кому громадная ржавая масса принадлежит. Выход, по мнению Иванова, один. Найти компанию, зафрахтовать судно и вывести металлолом. Очевидно, что поселок Амдерма давно ждет это судно, и «прибраться» здесь явно не мешает.

По словам Артура Чилингарова, Амдерму не забыли. Поселок с большим трудом, но все-таки «втиснулся» в программу по очистке загрязненных территорий. Возможно, уже в скором будущем бывший форпост страны ожидает «генеральная уборка».

Была поддержана и еще одна окружная инициатива в отношении поселка. Она касается передачи взлетно-посадочной полосы аэропорта «Амдерма» и создания на его базе федерального казенного предприятия. Игорь Федоров также предложил Минтрансу рассмотреть вопрос о размещении администрации Северного морского пути на территории поселка Амдерма.

- Для этого есть вся необходимая инфраструктура, - считает глава региона.

Очередь в наблюдатели

Арктическая территория - это не только морские и сухопутные участки, но и огромный «пирог с начинкой» из нефти, газа и других ресурсов. Куски этого «пирога» пытаются отхватить страны, мягко говоря, далекие от Арктики. Облегчает эту задачу и глобальное потепление. По прогнозам ученых, многие арктические территории могут освободиться ото льда уже в этом столетии, что значительно упростит добычу природных ресурсов. Главнокомандущий Военно-морским флотом РФ Владимир Высоцкий обеспокоен ситуацией, связанной с территориальными претензиями некоторых государств.

- Североатлантический альянс обозначил Арктику с ее запасами как область своих интересов. Такую явную заинтересованность они проявляют впервые, - отмечает Высоцкий. Активизировались и восточные государства. С 2004 года работает азиатский форум полярных исследований (Китай, Япония, Южная Корея).

- Особенно интересна активность таких «типичных» арктических и приарктических государств, как Малайзия и Таиланд, - иронизирует главком ВМФ. - Следует признать, что даже страны экваториальной зоны заинтересованы в развитии арктического региона в свою пользу.

- В Арктике концентрируется широкий спектр вызовов и угроз национальным интересам России, которые могут негативно влиять на состояние экономической, военно-политической безопасности страны, - делает вывод Владимир Сергеевич. Границы арктического шельфа до сих пор не определены окончательно. На него претендуют пять арктических стран, включая Россию. Но не исключено, что некоторые государства захотят поучаствовать в разделе шельфа. Их мотивация в этом случае проста - Арктика, как и Антарктика должны быть всеобщим достоянием.

Фундамент, на котором будет строиться военная безопасность России, - единая система оповещения надводной, подводной, воздушной обстановки в Арктике. Формирование ее планируется начать в будущем году. «Без этого мы никуда не двинемся», - считает председатель Морской коллегии Сергей Иванов.

Интересно, что страны, не являющиеся членами Арктического совета, могут получить статус наблюдателей и так или иначе поучаствовать в разделе арктического «пирога». Но не раньше 2013 года. Вероятно, из потенциальных наблюдателей к тому времени выстроится солидная очередь. Свое желание попасть в этот список изъявили Китай, Индия и другие страны.

- Основное условие для получения такого статуса - уважение территориальных прав и суверенитета стран Арктического совета. Поэтому любая страна может получить статус наблюдателя, - отмечает Сергей Иванов. Но несмотря на дипломатические высказывания вице-премьера, вряд ли Арктический совет будет пускать в свою «компанию» всех и каждого. Ведь чем больше стран, тем труднее договориться.

Индига в ожидании порта

Напоследок от масштабных глобальных арктических вопросов перейдем к важным предложениям, касающимся округа. Инициативы региона были внесены в проект решения Морской коллегии. Одно из предложений НАО прозвучало в адрес Минрегиона России. Оно касается включения в госпрограмму «Региональная политика и федеративные отношения» проектов по комплексному развитию транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа. Еще одно предложение окружной администрации: включить в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» мероприятий по созданию порта в Индиге и железной дороги «Сосногорск - Индига».

Итак, заседание коллегии завершилось. Предложения рассмотрены, выводы сделаны. Прошедшее совещание можно условно назвать кратким конспектом большой книги под названием «Арктические перспективы на 2012-2020 годы». Мы ставим лишь многоточие в этой сложной арктической летописи.

Кстати, первый опыт Ненецкого округа по организации серьезного федерального мероприятия оценен гостями на твердую «пятерку».

Алексей Волков

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.