Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за сентябрь 2010 г.
пнвтсрчтптсбвс

30

31

12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

1

2

3

Выпуск от 16 сентября 2010 г.

Семь чудес финно-угорского мира


Армейский день школьника


Каждому поселку по терминалу


Михаил Пырерка: Человек - это главная ценность


В новом формате


Чужой беды не бывает!


Курильщику в подъезде не место


Движение окружной недвижимости


Досрочная перепись в округе


Ома накануне Дня учителя!


Кому чего, а мастеру - мастерскую


Жизнь по Божьей воле


Божественная земля


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 16 сентября 2010 г.

Жизнь по Божьей воле

Деревянные избы там, где сегодня высятся монолиты, богатые ягодами и грибами леса на месте нынешних автодорог и горе войны над Красным городом - таким помнит родной Нарьян-Мар ветеран города Александр Ляпунов.

Его имя хорошо известно среди старообрядцев округа - уже много лет Александр Иванович возглавляет древлеправославную общину, молельный дом которой находится на Первомайской. Его приверженность религии - вовсе не дань моде, а логичное продолжение жизненного пути мальчика, который родился в семье старообрядцев и с детства впитал традиции своего рода:

- Бабушка моя была старообрядка, дедушка - старообрядец, вся семья. Я родился в Городецком, а потом родители построили дом в Качгорте, там всю жизнь и прожил. Во время атеизма крестить детей запрещали, но староверы все равно делали это, хоть и втайне. Нас всех крестила бабушка Акулина, старые люди помнят, она жила около теперешней электростанции. Она весь Нарьян-Мар перекрестила. Потом ее заменила Марфа Селиверстовна, которой сто лет исполнилось теперь. Они удержали веру, я просто продолжаю их дело. Еще не было общины, а люди собирались, молились, проводили панихиды, службы. Война пришла - вот когда приходилось мо-литься-то! Я утром встану - бабушка молится, вечером спать ложусь, она молится. Они с теткой и мне говорили: «Шура, вставай, молись, Господь даст хлебушка!», и я помню: маленький, а стою и молюсь! Сколько уж я потом и тонул, и горел, а Господь жизнь даровал!

Видимо, эти молитвы и уберегли род Ляпуновых от гибели в те лихие годы, когда многие семьи были «вырублены» войной под корень - в семье было восемь детей и все живы по сей день. А вот старшие из рода отдали жизнь за мир и свободу в родной стране, которая не принимала их веру. Александр Иванович с гордостью перебирает имена своих предков - защитников страны:

- У моего деда, Акима Гавриловича, было шесть сыновей: Осип, Кип-риян, Иван, Ефим, Василий, Валентин. Когда пришла война, деду было уже 60 лет, он был хромой - сломал ногу еще в гражданскую войну, когда бежал из плена. Но все равно отправился воевать. Собрал всех своих сыновей - будем Родину защищать! - и один за другим они ушли на фронт.

Картины страшного военного времени до сих пор помнятся Александру Ивановичу, хотя он был совсем мал - в самом конце войны ему только исполнилось четыре года. Именно тогда в дом принесли очередную «похоронку»: в госпитале от ран скончался дядя Гриша, а до этого не стало Киприяна, Ивана и самого Акима Гариловича. Саша тогда успокаивал маму:

- Не плачь, мама, я ведь теперь большой, буду полы мыть, помогать тебе...

Да, недаром мальчишке, при рождении крещеному Петром, тетушка, выписывая свидетельство о рождении, дала второе имя - Александр - чтоб рос защитником, ведь именно так переводится это имя! Так и стал Петр - Шуриком, рассказывает мой собеседник:

- До сих пор, бывает, бабушки, которые девчонками рядом с нами жили, встречают и говорят: «Ну как, дядя Шурик, жизнь?». Отвечаю: «Да нормально, тетя Клава!».

Коммунистом так и не стал

Школьные годы Саши пришлись на послевоенное время. Ребенком он не ощущал особенных гонений за веру, только мальчишки, злясь на непонятное да вторя взрослым, дразнили: староверы вы, Богу молитесь! Однако Александр Иванович на «старовера» не обижался ни в детстве, ни много лет спустя, работая в городской администрации:

- Работал я уже заведующим общим отделом окрисполкома. Помню, ругал меня начальник управления сельского хозяйства, Вокуев Василий Петрович: «Ах ты, старовер!». А я смеюсь, он еще больше злится: «Да ты еще и смеешься!», а я отвечаю: «Так ведь я и есть - старовер! У меня и дядя Кисляков тоже старовер!». Он только: «Еще и дядя твой старовер...» и сам засмеялся.

Хотя в советские годы руководителю городского хозяйства часто бывало не до юмора. Старая проводка повсеместно горела, кочегары в котельной нередко напивались и как следует не топили. А депутатские сессии Александр Иванович до сих пор вспоминает как страшный сон:

- Депутатов было сто человек окружных, да семьдесят городских, да плюс поселковые. Одиннадцать было с одной только Амдермы! Надо было всех вовремя встретить, да гостиницу найти, расселить. Потом сессия пройдет (она длилась всего сутки!) и надо их обратно всех отправлять. Сейчас я прихожу в администрацию и сомневаюсь: а было ли все это на самом деле - так все изменилось!

За все время работы Александру Ивановичу ни разу не пришлось пожалеть о своей беспартийности. Он чувствовал себя более свободным: не надо было постоянно торчать на партийных собраниях, а целый вагон «справедливой критики» он успевал получить и на профсоюзных собраниях. Поскольку не было опасности в лице Александра Ивановича задеть партию, нередко его разносили в пух и прах по нескольку раз за одно собрание, чтобы показать свою принципиальность и «активную гражданскую позицию».

Однако в советское время беспартийность ответственного работника исполкома не могла продолжаться вечно. Однажды раздался звонок из облисполкома:

- Такой-то у вас работает?

- Работает.

- Пора ему вступать в партию. Все завотделами исполкомов должны быть коммунистами, такое пришло указание. Сверху.

Решить этот вопрос надумали после отпуска. И уже внутренне приготовился Александр Иванович стать коммунистом, но тут словно сам Господь отвел от него невозможное для верущего человека решение:

- Пришел я на другой день на работу, а мне говорят: Александр Иванович, путч случился, партию ликвидировали! Я говорю - ну надо же! И пошли мы опечатывать кабинеты и здание окружкома партии. Потом мне говорят - все, надо принимать на баланс здание окружкома партии. Был 1991 год. Так и остался я беспартийным до сегодняшнего дня.

Никто «на время» к Богу не приходит

В священнослужители нарьянмарец специально не стремился, хотя тяга послужить Богу была сильна. Повинуясь ей, он однажды после беседы подошел к отцу Владимиру, раньше возглавлявшему православный приход:

- Возьмите меня поработать!

Однако все места при молельном доме оказались заняты, да и не Божья, видимо, это была воля. Для Александра Ивановича создатель приготовил совсем другой путь, хотя и к тому же пункту назначения. В обрядах новоправославных мужчина не узнавал тех молитв и панихид, что с детства привык слышать дома, что завещала повторять мама. И в это же время нарьян-марские старообрядцы стали создавать свой приход. Когда пришла пора собирать документы, бабушки из инициативной группы вспомнили, что есть у них человек, который раньше с бумагами работал, и пришли к Ляпунову: помоги! Тот согласился, думал, это все временно, но не такой была воля Всевышнего, рассказывает настоятель старообрядческой общины:

- В 2000 году в Санкт-Петербурге первые курсы наставников и уставщиков открыли. А с Нарьян-Мара послать-то некого, одни бабушки. Да и мне без малого шестьдесят лет! Я только начал изучать церковно-славянскую азбуку. Тут звонит с Москвы мой духовный отец и говорит: «Мы посовещались, кроме тебя некому ехать, собирай документы». И я поехал учиться на священно-служителя. Три раза ездил и все думал, что на время, пока кто-то еще не найдется. А потом мне сказали - никто сюда «на время» не приходит, потому что люди приходят не сами, а приводит их Господь, а впрочем - как Бог судит, пусть так и будет.

Инга Артеева

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.