Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за март 2010 г.
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

1

2

3

4

Выпуск от 18 марта 2010 г.

В гостях у фаворитов


Экзамен для директора


Фестиваль подводит итоги


Туризм в НАО: миф или реальность?


За чистую Арктику


После умножения - деление


Коммуналка заставила


Путешествие по зимнику до Усинска


А главы кто?


Аргиш на запад


Капитан, художник, гражданин


Модернизация «ледникового периода»


«Забронзовели» и «озолотились»


Благотворительная ярмарка


За милых дам, для милых дам...


Таланты в погонах


Славны традициями


Учитель и время


Расцветают женщины весной


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 18 марта 2010 г.

Учитель и время

Примечательно, что Годом учителя назван год 65-летия Победы. Герои книги А. Фадеева «Молодая гвардия» Валько и Шульга в ночь перед казнью говорят об учителе: «Учитель. Легко сказать. В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель - первый человек. Будущее наших детей нашего народа в руках учителя, в его золотом сердце. Надо бы, завидев его на улице, за 50 метров шапку снимать из-за уважения к нему».

Конечно, то время, когда учитель был практически единственным источником знаний, прошло. Сегодня расширилось информационное поле для обучения: школа вооружена современными техническими средствами обучения, безграничны возможности общения через Интернет. При всем этом роль учителя остается чрезвычайно значимой. В бурном потоке информации роль учителя сродни капитану, ведущему корабль в бушующем океане. Чем опытнее капитан, чем свободнее его действия и точнее команды, тем больше гарантий пережить шторм и доплыть в порт.

В современной школе больше возможностей для творчества. Нашему поколению доставляет радость видеть новые школьные здания. Ветераны педагогического труда с удовлетворением отмечают, что итоги различных конкурсов и олимпиад, в которых успешно побеждают учащиеся школ округа в последнее десятилетие, свидетельствуют о высоком уровне педагогических кадров наших школ.

Мой педагогический опыт складывался в советской школе, принципы которой базировались на традициях подвижничества, единства обучения и воспитания высоконравственной личности. В разное время XX века школа решала разные задачи. В 30-40-е учителя одновременно с выполнением закона о всеобщем начальном образовании боролись с ликвидацией неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 50-60-е годы начался переход к обязательному семи-восьмилетнему образованию детей школьного возраста, а также работа в вечерних школах рабочей молодежи, где получали образование те, чью учебу прервала война. Картину работы вечерних школ очень достоверно отражает фильм «Большая перемена». Особое время работы советской школы 70-е годы, когда решалась задача всеобщего обязательного среднего образования.

Помнишь, как все начиналось

С созданием Ненецкого национального округа на его территории стала формироваться система образования. Из года в год она расширялась, появлялись новые учебные заведения, выпускавшие специалистов для экономики и культурной сферы округа. Прежде всего, в развитии образования в округе неоценима роль Нарьян-Марского педучилища - кузницы кадров не только для школы. Из коллектива первых педагогов училища сегодня здравствует Попова Сусанна Гавриловна, ей в этом году исполнится 90 лет. Мы, ее ученики, до сих пор помним ее уроки жизни.

Особое место в моей судьбе занимает школа № 1. Это не просто номер школы. Она первая средняя школа в округе. Помню, как школа приняла решение работать без второгодников. Педагогам надо было преодолеть психологический барьер признания права и возможности каждого ребенка получить среднее образование и выйти на широкую дорогу жизни. Не скажу, что всеми и сразу была осознана поставленная цель. Однако мобилизация коллектива состоялась. К решению проблемы были привлечены родительская общественность, производственные коллективы, школьные шефы из числа комсомольцев и молодежи для трудных подростков.

На родительских собраниях мы чествовали семьи, где все дети хорошо учились. По окончании учебного года на стенах домов появлялись плакаты, извещавшие, что все дети этого дома успевают. Педагоги школы вели большую индивидуальную работу после уроков, разумеется, бесплатно: были организованы занятия по выполнению домашних заданий в школе под руководством учителей. Большую помощь педагогическому коллективу оказывали комсомольская и пионерская организации. И, конечно, нельзя не вспомнить о том, что у каждой школы были свои предприятия-шефы, готовые к сотрудничеству в самых различных формах.

Для достижения хороших результатов педколлектив совершенствовал методы обучения. Приведу несколько примеров. В начальных классах для подготовки детей к работе в среднем звене с учителями-предметниками, а также более полного использования потенциала учителя в параллельных классах, учитель с гуманитарными наклонностями вел в двух классах чтение и русский язык, а учитель, больше любящий математику, вел ее в обоих классах. Эту практику успешно применяли Мартякова Альбина Никандровна и Соловьева Валентина Николаевна.

Кашунина Александра Ивановна - одна из самых сильных учителей математики в старших классах, поразила меня тщательностью разработки урока арифметики в пятом классе: она детально прописывала каждый момент урока. В старших классах Валерий Михеевич Ордин первым ввел практику тестового метода проверки знаний по физике. Мастер своего дела, он заметил, что этот способ облегчает выбор правильного ответа. В журнале появилось много хороших отметок. Однако выполнение контрольных заданий обычным способом не подтвердило качество знаний, и учитель отказался от эксперимента. Памятуя об этом опыте, смею усомниться в правильности применения ЕГЭ как единственно универсальной формы проверки качества знаний.

Ответственность за результат

В 90-е годы XX века прошла волна выступлений, порочащих советскую школу и унижавших учителя. Как директор школы со стажем и директор педагогического училища, ответственно заявляю, что практики «три пишем два в уме» в деятельности учителей первой школы, да и в других школах округа не было, как не было и уроков типа «прочитай параграф». Это было недопустимо и невозможно при существовавшей системе контроля за работой школы и учителя!

Прежде всего, в 60-70-е годы за работу школы и учителя спрашивали с директора. Он был обязан ежедневно посещать не менее двух уроков у учителей, то есть 12 уроков в неделю были под контролем директора, столько же посещал завуч. Посетив сотни уроков учителей, я только один раз была свидетелем слабой подготовки учителя к уроку. Опыту контроля и организации работы педколлектива я училась у заслуженного учителя школ РСФСР Елисеевой Ирины Алексеевны. Были проверки работы школы комиссией облоно, а инспектор Министерства образования, посетивший однажды урок, в вину учителя поставила, как ни странно, очень подробное изложение темы урока учителем. Практика контроля имела и такую форму: первый секретарь ОК КПСС И.К. Швецов, посещая собрание коммунистов школы, до собрания шел на урок директора.

В 70-е годы дополнительной формой ответственности учителя за знания детей была система награждения медалями. Работы по математике и сочинения претендентов на медаль окончательно оценивались в комиссии облоно. И скажу, что выпускники школы успешно конкурировали со сверстниками при поступлении в лучшие вузы страны без всяких репетиторов.

В 60-е годы школа не только обеспечивала общее образование, она давала начальную профессиональную подготовку. Еще сейчас некоторые из выпускников школы № 1 работают по профессии, полученной в школе, а готовили мы шоферов, швей, радистов. Был выпуск медсестер.

Воспитательная работа в школе строилась на принципах коллективизма и через коллектив. Большую роль имело трудовое воспитание: сбор макулатуры, металлолома, мелкий ремонт мебели, тимуровское движение. По инициативе Варакина Сергея Демьяновича коллектив учителей и учащихся школы своими силами заложил фундамент мастерской, поставив перед фактом начатой стройки власть и вынудив найти средства для ее завершения. Мастерская и теперь служит школе. В 50-60-е годы школа гордилась своим пришкольным участком, работой которого руководила биолог Витязева Антонина Александровна.

Вместо коллективизма - стадность

Важное место в формировании школьного коллектива принадлежало комсомольской и пионерской организациям. Проходя ступени от октябрятской звездочки до комсомольской организации, дети накап-ливали опыт организаторской работы для взрослой жизни, учились ответственности. К слову скажу, что лидеры современной России про-шли через эти ступени. Правда, каждый извлек из того времени разные ценности.

Опыт советской школы 50-70-х годов состоял в использовании силы коллективного влияния на личность. Покажу это на одном примере. Мальчик нелегкого поведения совершил проступок, ценой которого могло быть уничтожение школьного здания. Можно было передать судьбу мальчишки в руки право-охранительных органов. Но мы пошли по пути коллективного воздействия: в школе провели товарищеский суд по всем правилам. Учителя и ребята серьезно выступали, присутствующие дети осознали серьезность проступка товарища, но взяли его на поруки. Жизнь подтвердила правильность выбранной формы наказания.

Меня удивляет и поражает своей бессердечностью предложение о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет! А где же ответственность общества? Ведь это мы, взрослые, допустили развенчание нравственности и развращаем детские души показом убийств, порнографии и неумеренным потребительством.

Потеря здорового коллективизма сегодня заменяется законом стадного поведения. Развенчание опыта детских организаций в 90-е годы и боязнь произнести слово «пионер», «комсомолец» свидетельствуют о незрелости нашего общества. Разве в год 65-летия Великой Победы нельзя было бы восстановить в памяти поколений имена Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Александра Матросова? Эти имена носили пионерские дружины наших школ. Рассказ о подвигах этих и других юных Героев СССР разве не помогли бы патриотическому воспитанию детей новой России? Может быть, тогда не пришлось готовить новые места в колониях для двенадцатилетних.

Я не идеализирую опыт прошлого. У нас были и скучные, назидательные мероприятия. Но если удавалось спасти ребенка от неверного шага, то опыт Макаренко стоил того.

Славные труженики образования

Говоря о школе, хочу напомнить имена учителей Ненецкого округа, которых сегодня помнят многие наши ученики. Школу № 1 прославили мастера педагогического труда, люди глубоких знаний, высокой культуры и нравственности Салмина Елена Григорьевна, Новикова Нина Семеновна, Парфенова Наталья Терентьевна, Лавдовские Алла Павловна и Сергей Петрович, Аксеновы Ия Федоровна и Павел Васильевич, Макин Александр Иванович и многие другие. Сколько их, славных тружеников образования! Их вклад в дело образования и их имена не должны быть забыты!

Несомненно, сегодня много достойных учителей. Учитель выполняет государственную работу, цементируя общество. В ряде государств учителя включены в реестр государственных служащих. Почему бы и нам в год УЧИТЕЛЯ не сделать шаг в этом направлении, начав с должности директора и его замов.

Одной из инициатив президента РФ стал проект «Новая школа». Это мечта о школе, где ученик станет центром внимания, где для раскрытия его способностей будут использоваться информационные и иные ресурсы. Но одновременно поднимется планка для учителя: он призван быть профессионалом своего дела, использовать современные технологии, быть проводником ученика в трудном учебном пути. Чем подкрепляются эти перспективы?

Оплата труда по новой системе, финансирование образовательных учреждений, зависящие от количества учеников, стимулирующие надбавки, которые не всегда будут прозрачны. Мы слышим сегодня о сокращении финансирования на ремонт и приобретение школьного оборудования, об отсутствии средств на переподготовку кадров. Не загубит ли это школу? Как это скажется на качестве образования и воспитания? Эти вопросы обсуждаются действующими педагогами округа и ветеранами, ведь старшее поколение учителей никогда не было равнодушным к проблемам развития образования округа. Впрочем, это мое личное суждение, но надеюсь, что в Год учителя молодые педагоги, используя опыт ветеранов округа, сумеют справиться с современными проблемами, и их труд будет достойно отмечен.

Учитель, завуч, директор школы № 1 в 1957-1971гг. Ульяна Аполлоновна Истомина

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.