Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за сентябрь 2011 г.
пнвтсрчтптсбвс

29

30

31

1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

1

2

Выпуск от 24 сентября 2011 г.

«Маргаритинка» пела, плясала и торговала


Мутко и НАО за «круглым столом»


Лекарственная льгота


Общение на равных


Столица Малоземелья готовится к зиме


Бассейн - маленькое море!


Новая форма управления


Пьянству - бой!


Спортивно-трудовая эпопея Юрия Скачкова


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 24 сентября 2011 г.

«Маргаритинка» пела, плясала и торговала

Корреспондентам «НВ» посчастливилось в этом году побывать на одном из самых ярких и необычных событий Северо-Запада - Маргаритинской ярмарке.

«Старушке» перевалило за 300 годков: первые упоминания о торговом изобилии имеются в русских и зарубежных источниках еще в XVII веке. Правда, веселые коробейники-говоруны, шутники и балагуры (родоначальники первой российской рекламы) молчали последние лет 70, и лишь 10 лет назад «Маргаритинку» воскресили снова. Народ явно соскучился не столько по торговле, сколько по общению.

Раньше ведь «ярмоньга» была не просто способом купить-продать: это были своеобразные смотрины, куда народ съезжался отовсюду и себя показывал. Здесь не просто заключались торговые сделки, здесь еще и невест с женихами присматривали, да и в мастерстве соревновались, «кто хитре да мудре всяку вещицу продать сможет».

В общем, как писал великий Писахов: «Про Архангельский край столько всякой всячины говорят, что придумал и я сказать всю правду. Кругом земляки соврать не дадут... Как-то раз шел заморский купец, он зиму проводил по торговым делам, нашему языку обучался. Увидел, как народ архангельский морожены песни продает, и давай от удивления ахать, руками размахивать! Ах! Ах! Ах! Кака распрекрасна интересность диковинна. А народ торговый наш, знать, нахваливает «песни морожены» по три целковых предлагают».

Удивительное дело, но за столько лет «молчания» ярмарка не утратила своего неповторимого духа всеобщего праздника и веселья.

В этом году ее приурочили к 300-летию великого помора Михайло Ломоносова. Кстати, здесь на ярмарке именно он встречал гостей. Правда, артист Котласского театра, которому доверили эту высокую миссию, изображал не живого Ломоносова, а его памятник, видимо, поэтому мы не сразу сообразили, рядом с кем стоим. Признаться, я решила, что это Мюнхаузен, но после объяснений все же поверила, что это именно он - «великий и могучий».

Песни живые-немороженные

Кстати, когда открывалась Маргаритинская ярмарка, сотни людей из разных районов Архангельской области и России провели народное шествие в своих костюмах. Здесь были русские сарафаны и косоворотки поморов, вологодские и лешуконские, мезенские и пинежские, котласские и каргопольские одежды - в общем, от нарядов (кстати, очень непохожих друг на друга) в глазах пестрело. А уж когда на сцене рядом с «памятником Ломоносову» запели, заплясали и заиграли разновозрастные певцы, музыканты и танцоры отовсюду, народ просто зашелся от восторга. То, что архангелогородцы так же, как и нарьянмарцы, изначально все люди деревенские - это всем известно, но тут, на «Маргаритинке», это было видно очень явно.

Когда запели свои старинные песни бабушки и тетушки с Лешуконья, люди, стоявшие рядом с нами в «зрительском строю», закрутили головами и начали подпевать. В толпе слышалось: «Эх, как наши-то поют!», «Ух, молодцы девки!», «Наши-то, наши-то парни порато хороши!». И совсем неважно было, сколько девкам и парням было годков: поют и пляшут в хороводе, значит, молоды душой - и все тут!

Кстати, в этом году ярмарка вышла на новый «круг»: она стала не просто областной, а всероссийской и Министерство культуры РФ выделило средства на ее проведение. Таких многогранных и многопрофильных культурных мероприятий (и это также было отмечено на открытии праздника) в нашей стране немного, ее включили в пятерку самых лучших ярмарок России.

Деловая часть Маргаритинки состояла из семинаров, «круглых столов», тренингов, которые были интересны представителям малого и среднего предпринимательства, международным парт-нерам стран Баренцева региона. На площади недалеко от Морского вокзала был организован Деловой центр, где были представлены инновационные предприятия и муниципальные образования Архангельской области: тут и Мезень с Каменкой блистали, тут и Ненецкий округ был представлен мастерицами из Красного: Августой Зиновьевой и Лилией Тайбарей. В общем, народу было чему удивиться и друг у друга поучиться.

Нынче участниками ярмарки стали жители 40 регионов, общее число «торгующих, поющих, зазывающих и танцующих» перевалило за 700 человек.

Удивительное дело, как многие коробейники добрались до беломорской столицы, но среди «работников ярмоньги» были и выходцы с Кавказа, Краснодарского края, степей Ставрополья, Башкирии и Мордовии, Эстонии и Калининграда, Хабаровского края, Карелии и Алтая, не говоря уж о ближней Вологде или Нижнем Новгороде с Суздалем и Новосибирском.

Все, с кем мы разговаривали, отмечали, что это действительно грандиозно, ярко и запомнится им надолго.

Яблоку негде упасть...

Когда корреспонденты «НВ» продирались сквозь толпу любопытствующих между артистами и торговыми лавками, случайно оброненная нами фраза про яблоко, которому негде упасть, была весело прокомментирована мезенскими торговцами. Мол, здешние пространства только на клюкву и бруснику рассчитаны, яблоки - не наш товар!

Да, это уж точно: на Маргаритинской в глазах пестрело от спелой клюквы и брусники. Мы еще раз убедились, что с красотой северных ягод мало что может сравниться. Как, впрочем, и с необычным колоритом северных изделий из бересты, глины, меха, теста и льняных тканей. Кстати, здесь даже из ламинарии (морской капусты) и морского винограда научились делать мармелад и мыло. В общем, не зря в свое время Шергин с Писаховым восхищались смекалке да умелым рукам северного человека: жизнь нелегкая, природа суровая, с утра до ночи в море или в поле, в лесу или болотистой тундре - а ведь рукоделия такие «искрометные» сотворяют, столько красок от «северного сияния» да «радуги небесной» наберут, что любую «загогулину, козулю и свиристельку с полотенцем» в руки возьмешь, а она всеми красками играет да глаз радует.

Так вот, на ярмарке каждый имел возможность убедиться, что мастера в нашей северной стороне не перевелись.

И стар, и млад торговать сегодня рад

В то время, когда мы «продирались» и с любопытством разглядывали людей, стоящих за прилавками и жаждущими общения, нас удивило, что среди продавцов есть и совсем немолодые «бизнесмены», кому за 70, и юные лавочники, которым исполнилось от силы лет 14.

Здесь мы познакомились с прекрасной художницей Анной Михайловной. Когда-то она работала в библиотеке, затем в музее и вот, по ее словам, в 60 лет она обнаружила в себе дар творчества. Да еще какой дар!

Она увлеклась лоскутной живописью. Удивительно, но ее картины, сшитые из мельчайших лоскутков по собственным эскизам, действительно, больше похожи на картины, а не на пест-рые одеяла или подушки. Узнав, что мы из Ненецкого округа, она предложила нам купить «со скидкой» произведение с оленеводческим сюжетом. Она рассказала, что картину она вживую представила, сидя у себя на кухне. Говорит, и олененка увидела, и белый снег, и ближний лесочек - ничего не упустила из памяти. И еще: каждая из картин - это что-то родное. «Ни за что бы не решилась их продавать, до этого всегда их дарила родным и друзьям, но сейчас вынуждена заняться бизнесом - пенсии не хватает». Хотя, если признаться, слово «бизнес» в устах 70-летней Анны Михайловны звучало как-то грустно, тем более, что «бизнесменка» свои картины продавала не дороже 300 рублей.

А ведь там, судя по словам зрителей, были истинные произведения искусства.

- Дороже не могу, - вздохнула художница.

Мы простились с интеллигентной женщиной, пожелали удачи и купили несколько картин, правда, тоже в подарок.

В это время на улице шла очень «живая» торговля. Вологодский хлопчик торговал изделиями «для дома, для семьи». Около веселого парня, представившегося Максимом Беляковым, собралась толпа потенциальных покупателей.

Товарищ продавец рассказал, что уже второй год помогает родителям на «Маргаритинке». Для этого мама с папой отпрашивают его на неделю от школы и он вовлекается в семейный бизнес.

- Я про каждый товар могу все рассказать, даже показать, что и как работает.

Он тут же достает ножи, точит их с шутками и прибаутками. Нарезает и шинкует морковь, свеклу, капусту. Говорит, что никакой работы не боится, родители всему научили, а вот теперь еще торговать и «народ привлекать» приноровится и все - готовый вологодский коробейник, в смысле - «бизнесмен»! В том, что Максим, действительно, способный ученик своего отца, мы убедились быстро. Женщины, которых всегда привлекают всякие домашние штучки и приспособления, живо раскупали у начинающего «бизнес-киндера» все. При этом приговаривали: «Ах, какой молодец! Какой умница»!

Было видно, что Максиму это очень нравится. Напоследок он предупредил нас строго, чтобы газету с его портретом мы ему обязательно выслали.

- В газете про меня еще не писали! - добавил он на прощание. А мы пошли дальше по «Маргаритинке».

О, о ненцах мы знаем много!

Когда при знакомстве с очередными гостями «Маргаритинки» корреспонденты «НВ» говорили, что приехали из Ненецкого округа, реакция была двоякая: одни спрашивали: «А где он находится?», а другие восклицали: «О, мы знаем много о ненцах!».

Для большинства «лавочников», приехавших из других регионов России, Ненецкий округ - край неведомый. О том, что это Север, знали почти все наши собеседники, а вот про все остальное только догадывались.

Областной торговый люд об округе знает. Правда, если бы нам вздумалось провести этакий конкурс «Что? Где? Когда?» между нашими продавцами, то победителями стали бы пинежцы и мезенцы. Они об оленеводах знают не понаслышке, тут давние связи прослеживаются. И то, что народ наш на оленях ездит, и то, что в малицах ходит, знают, потому что еще в XIX веке предки нынешних тундровиков в Архангельск на «ярманьгу» ездили, народ на упряжках катали, а на вырученные деньги покупали разные продукты.

Говорят, пинежские и мезенские жители в те годы нередко покупали меховые малицы и тобаки для себя и детей, чтоб не мерзли зимой. Оценили по достоинству практичную одежду оленеводов.

О сегодняшнем НАО, о взаимоотношениях двух субъектов никто ничего не знает, людям не до этого. А жизнь окружная почему-то большинству из наших собеседников представляется очень трудной, народ - заморенным и замученным жизненными проблемами. Фразу: «Знаем, трудно живете!» нам пришлось услышать несколько раз.

И вот после всех встреч и разговоров становится понятно: народ о нашем сегодняшнем дне знает немного. Дело в том, что Ненецкий округ, участвующий в Маргаритинской ярмарке второй раз, представлен очень скромно, если не сказать - практически вообще не представлен как отдельный регион. Нет никакой информации о регионе, список товаров и производителей - очень небольшой. Две мастерицы из Красного с сувенирами и готовыми детскими и взрослыми пимами - вот и все. Кстати, привычные для нас цены на меховую обувь в 12 тысяч рублей для жителей области оказались неподъемными, поэтому кошельки красновских мастериц пополнились ненамного.

Нам кажется, что, если в дальнейшем наш регион собирается участвовать в этой ярмарке, список товаропроизводителей неплохо было бы увеличить. Ведь областные коробейники торгуют не только сувенирами, но и колбасными изделиями, молочной продукцией, рыбой и так далее. В Деловом центре «на продажу» были выставлены и рекламные проспекты по туризму. Округ наш мог бы очень достойно выглядеть, и участвуя в концертной программе - чем мы хуже?!

Конечно, если говорить о продукции, которую решат привозить в Архангельск наши производители, то тут сразу возникает вопрос о транспортных расходах, которые лягут на плечи представителей НАО. Но, думается, это проблема не критичная: округ, Заполярный район, городская администрация нашли бы способ компенсировать эти затраты.

Маргаритинская ярмарка отшумела, отплясала, отторговала! И очень хочется надеяться, что на следующий год НАО здесь все-таки будет представлен более широко и ярко.

Подготовили Ирина Ханзерова и Светлана Кураева

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.