Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за октябрь 2010 г.
пнвтсрчтптсбвс

27

28

29

30

123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Выпуск от 26 октября 2010 г.

Открытие престижного сезона


Старшее поколение запрограммировали


Губернатора узаконят


Преступные проценты


К истокам прошлого


Торжественный выход на старт


Черные пятна на светлом фоне


Контрольная проверка


И помнит мир спасенный


Ракетка, мячик, мастерство


Тернистый путь к спорту


Хозяйка книжного царства-государства


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 26 октября 2010 г.

И помнит мир спасенный

В рамках Года учителя и в связи с 65-летием Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне в Ненецком краеведческом музее открылась выставка «Учителя-фронтовики».

Из глубины веков

Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Еще в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, почти всегда это были старики, которые учили детей способам выживания в трудных условиях. Само же слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога становится самостоятельной, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер. Профессия эта мужская, таковой она была в основном и в дореволюционной России. Так, в 1880 году в народных школах преподавали 19511 мужчин и 4878 женщин. Мужчин в четыре раза больше. В 2003 году, по данным Министерства образования, в общеобразовательных школах работали 1 236 207 женщин и 199 237 мужчин, мужчин более чем в шесть раз меньше, т.е. подавляющее большинство учителей в российских школах - женщины.

Почему это произошло? Почему профессия педагога из мужской превратилась в женскую? 1-я Мировая война, Великая Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война унесли многие жизни. После революционных событий часть населения эмигрировала. В стране после таких потрясений был необычайный дефицит мужчин, и тогда в школу пошли женщины.

Вечная им память!

И все-таки учителей-мужчин еще достаточно много. Но наступает 1941 год. Война! Страшное, суровое слово. За ним - горечь, слезы, потери, ожидание. Кого только не коснулась она! В годы Великой Отечественной войны из Ненецкого нацио-нального округа на фронт было призвано около десяти тысяч жителей. Уходили на фронт рабочие, колхозники, оленеводы, строители, врачи, уходили на фронт и учителя.

Учитель и война... Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Потому что учитель - одна из самых мирных профессий. Само слово это говорит о мире, школе, детях, звонке на урок... Все это так. Но вот грянула война, и тысячи педагогов покинули классы, чтобы идти в бой. Учителя на войне сражались за мир, за простое счастье - войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети!». Но не все вернулись с фронта...

Не вернулся с полей войны яркий представитель плеяды разносторонне одаренных учителей-просветителей - Андрей Павлович Сергеев. Очень образованный, он знал несколько иностранных языков, прекрасно владел словом, играл на скрипке и других музыкальных инструментах, вел занятия с учащимися по русскому языку и другим дисциплинам в школе ФЗО при лесозаводе, преподавал русский язык и литературу в неполной средней школе г. Нарьян-Мара и в Ненецком педтехникуме. Для лучшего усвоения материала сочинял четверостишия на отдельные правила. Андрей Павлович руководил духовым оркестром лесозаводского клуба, участвовал в постановках Нарьян-Марского драмтеатра, вел занятия по русскому языку с работниками газеты «Няръяна вындер», помогал сказительнице Маремьяне Голубковой и другим членам литобъединения «Заполярье». В 1942 году его мобилизовали в Красную армию. Погиб он в декабре 1943 года в звании лейтенанта, похоронен на белорусской земле.

Погибли на фронте учитель физики и химии, директор Нарьян-Марской школы Пичугин Андрей Ананьевич, учитель физики Моск-вин Николай Иванович, учитель русского языка Кудряшов Алексей Алексеевич.

Не вернулись с войны учителя школы села Тельвиски Тимофей Васильевич Козлов, Михаил Федорович Ордин, Федор Федорович Хабаров, директор этой школы Семен Васильевич Ванеканев.

Никогда не вошли больше в класс преподаватели педучилища Иван Семенович Лопатин - учитель биологии, Николай Варфоломеевич Колотов - учитель математики, Анатолий Леонидович Тимофеев - учитель русского языка и литературы.

Остались на полях сражений директор Карской, Хоседа-Хардской школ Данил Афанасьевич Акимов, школьный учитель села Оксино Василий Афанасьевич Просвирнин, учитель математики, физики села Нижняя Пеша Александр Николаевич Сухих.

Во время советско-финской вой-ны погибли Александр Николаевич Шелыгинский - директор школы в селе Оксино, Николай Семенович Харин - учитель в селе Великовисочном.

Сергей Лавдовский

Оставшиеся в живых учителя почти все вернулись в школу. Учителя-фронтовики - особая когорта русских педагогов. Глядя на них, видишь одухотворенные лица, открытый взгляд, военную выправку. Это яркие, талантливые, чуткие люди, нетривиально мыслящие специалисты. Через суровые годы военных испытаний они смогли пронести человеческое тепло и доброту. Неудивительно, что их тепло и с радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, учился у них.

Учителем-радетелем называли этого педагога его ученики. Сергей Петрович Лавдовский. Начал он свою преподавательскую деятельность в 1930 году. Участник прорыва блокады Ленинграда, освобождал Прибалтику. Трижды ранен.

После войны работал директором Нижне-Пешской средней школы, заместителем директора АГПИ по заочному отделению, директором Нарьян-Марского педучилища, заведующим отделом народного образования Ненецкого окрисполкома, директором и учителем средней школы № 1 города Нарьян-Мара. Человек очень внимательный, скромный, он воспитывал всем своим обликом, манерой держаться, своей организованностью и, конечно же, блестящим знанием предмета - русской и зарубежной литературы, русского языка.

Как только он появлялся в дверях, высокий, статный, с гордо посаженной крупной седой головой, в классе воцарялась дружеская деловая атмосфера, и на какую бы тему он ни говорил, всегда было интересно. Сотни студентов педучилища, сотни учащихся школ слушали его блестящие лекции. Никто не оставался равнодушным к тому, что говорил почитаемый ими учитель. Как активный общественник, он прочитал несчетное количество лекций в различных коллективах, среди них не было ни одной скучной. Труд этого учителя отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Сергей Петрович - заслуженный учитель школы РСФСР.

Анатолий Рожин

Много лет проработал в округе Анатолий Иванович Рожин. Анатолий Иванович воевал с 1941 по 1945 год в составе оленно-транспортных батальонов на Мурманском направлении Карельского фронта. Преподаватель Нарьян-Марского педучилища, школьный инспектор, заместитель заведующего окружным отделом народного образования. Автор русско-ненецкого и ненецко-русского словарей, букваря на основе русской графики, пяти учебников для начальной ненецкой школы. Собиратель ненецкого фольклора. Анатолий Иванович - заслуженный учитель школы РСФСР.

Авенир Торков

Работал в педучилище и Авенир Авенирович Торков. Он был призван на фронт в 1943 году. Воевал на Ленинградском фронте в звании старшего лейтенанта. После войны стал директором первой ненецкой школы в городе Нарьян-Маре. Хорошо зная ненецкий язык, обычаи ненцев, он заслужил их глубокое уважение.

В те времена оленеводы неохотно отдавали детей в школу, прятали от представителей окружного отдела народного образования. Поэтому учителя и сам директор выезжали в тундру и собирали детей в школу. В 50-60-е годы при Авенире Авенировиче школа имела большое подсобное хозяйство: пришкольный огород, три коровы, две лошади, кроликов, несколько свиней. В школе работали трудовые бригады учеников, которые охотно работали в коровнике, конюшне и крольчатнике.

Авенир Авенирович занимался и научной работой. В 1954 году выступил на «Педагогических чтениях» в Москве с докладом по теме «Из опыта трудового воспитания и политехнического обучения учащихся». Ему вручена грамота Академии педагогических наук РСФСР. Награжден орденом «Знак почета». Его имя занесено в Книгу Почета Ненецкого окружного комитета КПСС.

Владимир Чиннов

Долгие годы работал в педучилище Владимир Васильевич Чиннов - участник боев на Юго-Западном, Степном, 2-м Украинском, 3-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, форсировании Днепра, Ясско-Кишиневской операции, в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Закончил войну в городе Граце в звании старшего лейтенанта. Был контужен, дважды ранен. Инвалид Великой Отечественной войны II группы.

Владимир Васильевич с 1946 по 1951 год преподавал рисование в Школе рабочей молодежи и педучилище. Директор, учитель истории и обществоведения в школе поселка Ерцево Архангельской области. Создал Комнату боевой славы, подготовил Книгу Памяти поселка Ерцево. Отличник народного просвещения.

Сергей Варакин

Заметно выделялся на педагогическом небосклоне округа один из деятельных педагогов Сергей Демьянович Варакин. В первые дни Великой Отечественной войны в составе 105-го саперного батальона 25-й Чапаевской дивизии он работал на сооружении линии обороны на левом берегу Дуная, участвовал в оборонительных боях к северу от Одессы. Прошел плен.

После войны стал директором школы № 1, потом директором Лесозаводской школы. Он обладал сильной волей, горячим темпераментом, большой трудоспособностью, деловой хваткой. При его участии в 1-й школе появились мастерские, во 2-й школе - второе здание.

Вся его работа - творчество. Самые трудные, непоседливые подростки играли в духовом оркестре. Кандидат в мастера спорта СССР по шахматам, судья республиканской категории, он ввел уроки шахмат, сам обучал этой игре.

В 1962-1965 годах Сергей Демьянович возглавлял колхоз «Победа».

Иван Кононов

В 1946 году вернулся с фронта в Тельвисочную школу Иван Павлович Кононов. Он служил в Главном инженерном отделе РККА, с февраля по май 1945 года - командир саперного взвода. Принимал участие в освобождении Польши и Чехословакии с четвертым Украинским фронтом. Победу встретил в Чехословацком городе Моравская Острава в звании лейтенанта инженерных войск.

Работал завучем, директором, учителем физики и математики Тельвисочной школы. Иван Павлович большую помощь оказывал молодым учителям, учил их: «Не заводитесь, не читайте мораль детям, говорите с ними, чтоб прочувствовали и поняли, даже если на это уйдет целый урок». Иван Павлович, очень жизнерадостный человек, был добр, справедлив, требователен без придирчивости. Прекрасно играл в шахматы и с учителями, и с учениками, любил играть с детьми в лапту, футбол, волейбол. Многие ученики пошли по его стопам. Его имя занесено в окружную Книгу Почета.

Вячеслав Маринин

В Тельвисочной школе прошла вся трудовая деятельность Вячеслава Германовича Маринина. Вячеслав Германович служил в 328-м стрелковом полку наводчиком, автоматчиком. В марте 1945 года был тяжело ранен. Войну закончил в Венгрии.

После войны работал учителем химии, биологии, рисования. Очень одаренный, он играл на многих музыкальных инструментах.

Василий Волков

Почетный гражданин города Нарьян-Мара - Василий Григорьевич Волков. Воевал в 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии на 1-м Украинском фронте.

После Великой Отечественной войны работал в школах округа, с 1960 по 1969 год - директор Ненецкого зооветтехникума. Блестящий оратор, его лекции присутствующие, независимо от возраста, слушали на одном дыхании. Василий Григорьевич является одним из инициа-торов возведения в Нарьян-Маре памятного обелиска в честь Победы в Великой Отечественной войне.

Анатолий Анашкин

Анашкин Анатолий Петрович, директор Шоинской школы, пользовался непревзойденным авторитетом и доверием родителей и учеников. «Хари?хибяри» (Свой человек), - говорили тундровики. Он знал всех ненцев и коми с полуострова Канина поименно. Анатолий Петрович был прекрасным педагогом, любил свою работу и детей. Дети отвечали ему взаимностью, называли его самым дорогим словом «нисява?» (наш отец).

По воспоминаниям учеников, увидев из окна столовой идущего к ним директора, дети передавали мгновенно, как по эстафете от стола к столу: «Нисява? яда - идет отец». Наступала тишина, все подтягивались, даже самые озорные. Всем хотелось быть на высоте в его глазах, не огорчать, сделать ему приятное. Анатолий Петрович хорошо пел, плясал, являлся активным участником всех школьных праздников.

Николай Змывалов

Николай Никитич Змывалов вое-вал на Карельском фронте, участвовал в боях по освобождению Украины, сражался на Курской дуге, участвовал в штурме Кенигсберга. Закончил войну в звании капитана.

После войны работал инспектором окроно, директором культпро-светшколы, затем заведующим Коткинской начальной школой. С 1951 года - ее директор, учитель истории, позднее - учитель труда.

Ананий Безумов

Ананий Иванович Безумов служил с 1939 по 1946 год на 2-м Дальневосточном фронте командиром взвода, начальником разведки дивизиона. Воинское звание - старший лейтенант.

До войны работал учителем литературы и завучем в окружных школах и школах города Архангельска. После войны - инспектор и заведующий Ненецким окружным отделом народного образования, заместитель председателя и председатель Нарьян-Марского горисполкома, директор Нарьян-Марского педучилища. Награжден медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доб-лесть».

Александр Шишкин

Преподавал географию еще до войны в Нарьян-Марском педучилище Александр Иванович Шишкин. Воевал на Сталинградском, Донском и Воронежском фронтах. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. После тяжелого ранения вернулся на родину в город Гаврилов Ям Ярославской области, стал преподавать географию в школе. Улица, по которой он ходил на работу, называется улицей героя Шишкина.

Нил Корнеев

Нил Тихонович Корнеев служил на кораблях, которые принимали активное участие в обороне Ленинграда и разгроме фашистских оборонительных укреплений в период прорыва блокады, участвовал в перегоне трофейных кораблей из Германии.

После войны работал в Пешской школе учителем математики, директором школы в поселке Варандей. Удивительно скромный и порядочный человек, он не любил говорить о себе, о войне, о наградах.

Анатолий Окунев

Выпускник 1-го выпуска Нарьян-Марской школы Анатолий Михайлович Окунев участвовал в боях на Юго-Западном и Воронежском фронтах. После тяжелого ранения и контузии демобилизован. В 1943 году начал работать военруком в Никитцынской школе. Позднее уехал на Дальний Восток. Почетный гражданин города Находка.

Иван Мартюшов

Директор первого выпуска Нарьян-Марской школы в 1937 году Иван Васильевич Мартюшов в ок-тябре 1938 года был призван на службу в военно-морской флот. С первого дня войны в составе Северного флота проходил службу на полуострове Рыбачий и Средний в морской части связистов в должности заместителя командира по политчасти. Уволен в запас в 1960 году.

Петр Спирихин

Ученик Мартюшова Петр Михайлович Спирихин в 1940 году был призван в ряды Красной армии рядовым. После окончания инженерных курсов младших лейтенантов при штабе Ленфронта - командир взвода, роты.

После войны - заведующий и учитель в Пустозерской начальной школе. Директор Никитцынской, затем Великовисочной школ, учитель истории. Постоянный член исполкома Великовисочного сельсовета. Председатель совета ветеранов. Руководитель общества «Знание». Отличник народного просвещения РСФСР. Автор книги «Слово солдата».

Петр Михайлович - учитель-деятель. По его инициативе в селе Великовисочном было построено школьное здание, где разместилась начальная школа и хорошо оборудованные мастерские, пришкольная электростанция, здание средней школы, в которой дети учатся до сих пор. Построена школьная баня с прачечной, кухня со столовой. Петр Михайлович спроектировал пешеходный мост через реку Краяму, под его руководством было перестроено здание сельсовета.

Василий Самойлов

Много сделал для этого старинного печорского села еще один великовисочный педагог - Василий Пет-рович Самойлов. Он служил командиром отдельного противотанкового истребительного взвода 1-го батальона 756-го стрелкового полка знаменитой 150-й стрелковой дивизии. Воевал на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении городов: Невель, Идрица, Великие Луки, Себеж, Осташков, а также Северной Белоруссии и Латвии. Получил четыре ранения.

Работал учителем и директором школы в Оме, заведующим Канино-Тиманским народным отделом народного образования в селе Нижняя Пеша, завучем в Великовисочной средней школе.

Василий Петрович - необыкновенно одаренный и разносторонний учитель, преподавал географию, химию, биологию, рисование, рыбное дело. Им были замечательно оформлены кабинеты географии, домоводства, рыбного дела. Знаю не понаслышке, сама училась в этих прекрасно оборудованных кабинетах.

Василий Петрович - отличник народного просвещения, отличник просвещения СССР, награжден медалью «Патриот России». В августе 2010 года вышла его книга «Фрагменты солдатского пути».

Трудно подсчитать, сколько людей выучил, воспитал и воспитывает этот сельский учитель. Взгляд его глаз по-прежнему проницателен, пытлив и мудр, а руки по-прежнему творят необыкновенно прекрасные вещи. На выставке «Учителя-фронтовики» представлена коллекция его работ в технике «батик». Легкие, красочные, прозрачные кашне свидетельствуют о ярком, радостном восприятии мира.

Выставка, открывшаяся в музее, представляет материалы о 33 учите-лях-фронтовиках. К сожалению, мы не смогли найти материал обо всех учителях, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, по-этому просим откликнуться всех, кто располагает сведениями по данной теме и поделиться своими воспоминаниями об этих удивительных людях.

Ненецкий краеведческий музей благодарит за помощь в создании выставки учителей-фронтовиков Василия Петровича Самойлова, Петра Михайловича Спирихина, родных и учеников учителей-фронтовиков - Веру Сергеевну Кузнецову, Ольгу Сергеевну Балуцкую, Ольгу Авенировну Келареву, Елену Сергеевну Саблину, Валентину Ивановну Кононову, Екатерину Вячеславовну Трошичеву, Нину Викторовну Коваленко, директора музея школы № 1 Татьяну Петровну Балмасову, директора школьного музея села Тельвиска Татьяну Владимировну Загудалову, директора музея социально-гуманитарного колледжа им. И.П. Выучейского Тамару Анд-реевну Дуркину.

Наталья Хромцова, зав. отделом музейной педагогики окружного краеведческого музея

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.