Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за ноябрь 2009 г.
пнвтсрчтптсбвс

26

27

28

29

30

31

1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

1

2

3

4

5

6

Выпуск от 26 ноября 2009 г.

Вы слыхали, как поет русский Север?!


Студенческой дружине быть!


Ширится, растет заболевание


Есть вопрос? Будет ответ!


Наши на съезде единороссов


Вышел на пенсию - пора в университет


По доходам и расходы


Давайте жить дружно!


На «Книгу мастеров» - без билета!


Окружной червонец


В лабиринте полномочий


Своих не забывают


Фрагменты солдатского пути


Дети рисуют права


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 26 ноября 2009 г.

В лабиринте полномочий

Отношения между НАО и Архангельской областью сейчас снова можно назвать «непростыми». Камень преткновения - исполнение государственных полномочий на территории округа. С января 2008 года соседи право на их реализацию забрали себе. После того, как по мировой экономике прошелся финансовый кризис, Архангельская область попала в хрестоматийную ситуацию: за что боролись, на то и напоролись. 28 полномочий, за которые отвечают соседи, слились в лабиринт, из которого как можно быстрее надо найти выход.

«Несерьезное» письмо с серьезными последствиями

В октябре 2007 года в окружную администрацию пришло письмо, которое вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Губернатор Архангельской области Николай Киселев известил своего коллегу Валерия Потапенко о желании областной администрации взять исполнение государственных полномочий в округе на себя.

Анатолий Мяндин, который в то время был председателем бюджетной комиссии, назвал Николая Киселева «юмористом». А само послание архангельского губернатора «несерьезным». Этот комментарий окружного депутата осенью 2007 года цитировали многие СМИ: «У Архангельской области нет нормативно-правовой базы - нет ни единого закона области, где бы упоминался Ненецкий автономный округ или наши муниципальные образования. Им надо готовить, прежде всего, законодательную базу. У Архангельска на территории НАО нет ни собственности, ни кадров для исполнения властных полномочий».

Время показало, что все оказалось гораздо серьезнее, чем предполагали. «План Киселева» был приведен в исполнение. Федеральное законодательство здесь на стороне Архангельской области. Во-первых, в соответствии с 4 частью 66 статьи Конституции РФ Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. Во-вторых, в 56 статье Бюджетного кодекса прописано, что в областной бюджет подлежат зачислению более двадцати наименований налоговых доходов, собираемых на территории округа. Эта норма начинает работать, если иное не предусмотрено договором между органами государственной власти субъектов. И такой договор был, по нему два соседа вполне мирно существовали до ноября 2007 года. Окружной бюджет делился определенной суммой с областным, за право распоряжаться своим «кошельком» единолично.

Наибольшее возмущение вызвало то, что Николай Киселев озвучил свои намерения в конце года. Передать государственные полномочия - это не только подписать документ. Дабы все прошло гладко, нужны были месяцы работы областных и окружных специалистов плечом к плечу. Но все пришлось решать галопом - буквально за пару месяцев. В результате, в некоторых частях созданного механизма вместо тонкой настройки пришлось использовать грубую подгонку.

На перекрестке интересов

В этой «финансовой игре» у каждой из сторон: федерация - округ - область были свои козыри и резоны. Жители НАО свое отношение к «плану Киселева» вполне наглядно выразили на городской площади на митинге протеста. Самодельные плакаты с надписями «Руки прочь от бюджета», «Киселева в отставку» и «Прислушайтесь к нашему мнению - мы против присоединения» были, пожалуй, самыми вежливыми.

С позиции федерального центра передача полномочий - вполне логичный шаг. Архангельская область - регион, живущий на дотации. Рядом - Ненецкий округ, в бюджете которого остаются ежегодно «жирные излишки», если грамотно направить финансовый поток в одно русло, можно и областной бюджет пополнить, и на федеральных дотациях сэкономить.

Не надо забывать и о таком явлении, как «укрупнение регионов». Разговоры об этом не прекращаются с 2001 года. Понять в этом вопросе федеральных чиновников просто: меньшим количеством регионов из центра управлять проще. С 2003 года, когда в России стартовал «парад объединений» (так иногда этот процесс именуют по аналогии с предыдущей политической кампанией административных переустройств территорий СССР и РСФСР - парадом суверенитетов). В результате из Конституции исчезли шесть самостоятельных регионов. Возможно, Ненецкий автономный округ должен был пополнить этот строй.

Позицию Архангельской области в этом непростом вопросе тоже можно понять. Дело не в «жадности», которую часто в гротескном виде приписывает областным чиновникам народная молва. Средства из округа, которые поступали на основании действовавшего до 2008 года договора, несмотря на ежегодные увеличения «цены независимости», бюджетную «недостачу» не покрывали. Так что в Архангельске передачу полномочий рассматривали как восстановление финансового «статус-кво».

Кризис меняет расклад

Так или иначе, государственные полномочия на территории НАО начала выполнять Архангельская область. Согласно достигнутой сторонами договоренности, в 2008 году ряд окружных налогов перекочевал в областной бюджет. А уже оттуда полученные средства отправлялись обратно в округ в виде субвенций и субсидий на исполнение в округе 28 властных архангельских полномочий.

Обратно перечислялись не все полученные средства: 50% налога на прибыль организаций, 40% налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, 2,5% налога на добычу полезных ископаемых и 2,5% регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) область оставляла себе. В результате, на таких межбюджетных передвижках область пополняла свою казну примерно на три миллиарда рублей.

В таком симбиозе стороны жили год с небольшим. Надо признать, что область довольно аккуратно исполняла свои полномочия на территории округа. Но грянул финансовый кризис. Цена на нефть, от которой крепко зависит бюджетное довольст-вие региональной казны, совершала дикие валютные кульбиты. Кризис смешал все карты в финансовом раскладе НАО и Архангельской области. Налог на добычу полезных ископаемых областной бюджет тоже потерял, он с января 2010 года уходит напрямую в Москву. В итоге, теперь области элементарно не хватает средств, которые собираются в НАО, на исполнение наших полномочий. По сути, Архангельская область зашла в финансовый тупик.

Сейчас в проекте бюджета Архангельской области на 2010 год не предусмотрены средства на финансирование ряда полномочий на территории НАО. Председатель бюджетного комитета Андрей Бральнин свою оценку ситуации выразил так: «мы продолжим падать в 2010 году». Дефицит бюджета будет предельным - 15%, государственный долг к концу 2010 года достигнет 76% от максимального уровня, установленного Бюджетным кодексом. Согласно этому проекту областного бюджета, НАО не досчитается около 1,2 миллиарда рублей.

Заполярный район затягивает пояс

Особо чувствительный удар может принять на себя в следующем году Заполярный район, который после полномочно-финансового передела, стал очень зависим от межбюджетных трансфертов из Архангельской области. Их доля в районном бюджете около 60%.

Архангельская область взяла на себя обязательства по очень важным статьям расходов: образование, выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии на покрытие убытков по теплу и электроэнергии, финансирование северного завоза и ряд других. У главы Заполярного района Александра Безумова северный завоз вызывает наибольшее беспокойство. Уголь, дрова, дизельное топливо каждый год ждут в восемнадцати муниципальных образованиях. Цена операции северного завоза - около 645 миллионов рублей. И этой статьи расходов в областном бюджете на следующий год вовсе нет! А заниматься подготовкой надо сейчас. В ноябре-декабре уже надо объявить торги по завозу дров. Но как, если на эти цели денег в бюджете нет? Получается замкнутый круг.

Александр Безумов уверен, что в любом случае выход будет найден:

- Ситуация достаточно непростая. Одним махом ее не решишь, но я думаю, что с северным завозом никто шутить не будет. Без топлива людей не оставят.

Под большим вопросом сейчас находится будущее авиации НАО. С 2008 года субсидии Нарьян-Марскому авиаотряду на пассажирские авиаперевозки на территории округа выделяются напрямую из областного казенного кошелька. На следующий год в бюджете «большого брата» средств на финансирование убытков по перевозкам нет. Чиновники «столицы Поморья» предложили перейти на экономически обоснованные тарифы. Если судить объективно - это не выход. К примеру, сейчас билет в Усть-Кару стоит примерно 5200 рублей, а по экономически обоснованным тарифам - более двадцати тысяч. Невольно задаешься вопросом: кто будет летать за такие деньги?

Если подводить итог по всем статьям расходов Заполярного района, которые отказалась в следующем году финансировать Архангельская область, получается очень внушительная сумма - около одного миллиарда двухсот миллионов рублей.

- Сложилась непростая ситуация, - комментирует Александр Безумов. - Расходы придется уменьшать. Такой бюджет, какой район имеет сейчас, на следующий год сформировать не получится. Кое-где придется затягивать пояса. А решение вопроса, безусловно, находится в политической плоскости.

Все или ничего

Окружная администрация ведет постоянный мониторинг исполнения государственных полномочий Архангельской области на территории округа. Его последние результаты озвучила на губернаторской планерке заместитель главы администрации НАО Ольга Барташова.

На сегодня расходные обязательства выполнены почти на 80 процентов. Специалисты отмечают положительную динамику. Но при этом ряд полномочий не финансируется совсем. В эту «зону игнорирования» попали следующие статьи расходов: организация охраны водных и биологических ресурсов; возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию; выплата едино-временного пособия жителям НАО при усыновлении детей; выплата компенсации проезда к месту отдыха и обратно опекунам и приемным родителям; обеспечение жилыми помещениями детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. Нетрудно заметить - половина из перечисленных полномочий носит социальный характер.

Безусловно, из сложившейся ситуации необходимо срочно искать выход. Но сделать это не так просто, есть свои юридические тонкости. Отдельные государственные полномочия Архангельская область может передавать только муниципальным образованиям. Например, финансированием северного завоза занимается область, а фактически реализует его Заполярный район. Во владения округа отдельные полномочия по закону передавать нельзя, только оптом, вместе с финансированием. Как это было до 2008 года. Иначе... Даже если казна НАО будет «ломиться от золота», направить средства на исполнение архангельских полномочий окружная администрация не будет иметь права. Прокуратура подобные действия может классифицировать как «нецелевое использование бюджетных средств».

Губернатор НАО Игорь Федоров предложил администрации Архангельской области экономически беспроигрышный и единственно возможный здравомыслящий вариант - новый договор. Он предусматривает временное исполнение полномочий Архангельской области органами государственной власти НАО. Предлагаемый период действия соглашения - пять лет. Согласно ему размер субвенций для округа на исполнение полномочий будет установлен исходя из объема поступлений в бюджет области налогов и сборов из НАО. Если налоговые поступ-ления от «соседа» в областной бюджет превысят заранее оговоренную сумму, разница остается в казне области. Если поступивших средств не хватит, округ должен будет найти их самостоятельно.

Проект договора был одобрен на сессии окружного Собрания депутатов, затем его отправили губернатору Архангельской области Илье Михальчуку и депутатам. Сейчас все ждут ответа, но его пока нет. Для того чтобы принять «план Федорова», чиновникам, принадлежащим к числу высшего эшелона власти соседнего региона, требуется определенная политическая воля. Хватит ли ее запасов «столице Поморья» мы узнаем в ближайшее время. А пока лучше держать пальцы скрещенными за положительный результат.

Вячеслав Залогин

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.