Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за май 2010 г.
пнвтсрчтптсбвс

26

27

28

29

30

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

1

2

3

4

5

6

Выпуск от 6 мая 2010 г.

Автопарк сельхозпроизводителей пополнился


С зарплатой не шутят


Стрелять разрешили


Спортивный Айболит


Определились с перспективой


Каким должен быть пенсионный возраст в России?


Народное голосование


В гостях у «Творческой мастерской»


Май: в Нарьян-Маре запахло весной!


Она знает о ненцах все


Памяти деда и отца


Памяти сопчан посвящается


Обелиск в Тельвиске: воистину народный!


Благодарим за службу!


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 6 мая 2010 г.

Определились с перспективой

В актовом зале окружной администрации прошли слушания по «Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года». С докладом выступили представители разработчика из Санкт-Петербурга - специалисты Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Сергей Костюшев и Юрий Рябов.

Так было, так есть

Прямо скажем, доклад этот не блистал четкостью изложения и ясностью подачи материала. Поэтому представители общественности получили о Стратегии, надо полагать, самое поверхностное впечатление. В более выигрышном положении оказались те, кто захотел и сумел прочесть разработанный питерцами документ. Поэтому есть смысл остановиться на его содержании поподробнее.

Первая часть Стратегии (67 страниц) представляет собой анализ нынешнего состояния округа. В ней приведены в основном данные, полученные от специалистов администрации округа и Заполярного района. Большая часть из них нам хорошо известна. Интересны здесь скорее анализ и выводы, которые и определяют саму стратегию перспективного развития Ненецкого автономного округа.

До начала 90-х годов прошлого века территория округа рассматривалась государством как стратегический форпост на Севере европейской части СССР. Москва вкладывала огромные средства в развитие транспортной структуры - морских портов, аэропортов, размещала в Заполярье воинские части. В 60-е годы еще одним стратегическим направлением стала геологоразведка нефтяных и газовых месторождений. Национальная политика велась в направлении перевода оленеводов на оседлый образ жизни и вовлечения их в общегосударственную систему.

После распада СССР и начала глубокого социально-экономического кризиса на постсоветском пространстве резко снизились объемы финансирования оборонных и научно-исследовательских программ в Арктической зоне и были сняты многие задачи стратегического значения, реализованные на территории НАО и связанные с работой полигона на Новой Земле, обеспечением охраны границы и функционированием Северного морского пути. Так закончился этап освоенческой модели развития округа. И этот факт нужно принять.

Жители округа на своей шкуре почувствовали смену стратегических интересов государства, когда без работы остались тысячи геологов и тех, кто обслуживал военных, когда из некогда процветавшего поселка Амдерма ушла бурная жизнь. Мы помним утверждения московских политиков, что постоянное население на Севере вообще не нужно и осваивать территорию будут вахтовым методом. Тогда это воспринималось как предательство родной страны.

С приходом к власти Владимира Путина и с началом нового этапа возрождения государства возникла надежда, что прежние изобильные времена вернутся. Тем более, что с началом масштабной добычи нефти в округе казна его перестала напоминать тришкин кафтан, который как ни латай, все равно тело полностью не прикроешь.

Но. Можно ностальгически вспоминать жизнь при советской власти, когда в Ненецкий автономный округ вкладывались средства всей державы, но времена эти прошли безвозвратно. Нужно понять, что они уже не вернутся никогда.

Сегодня жизнь округа целиком и полностью зависит от деятельности на его территории нефтяных и газовых компаний. На деньги, уплаченные недропользователями в виде налогов и по соглашениям об участии компаний в социально-экономическом развитии НАО, обновляется Нарьян-Мар и сельские населенные пункты, строятся жилые дома, школы и детские сады, развиваются здравоохранение и образование, содержится немалый аппарат управления. И рост зарплаты работников бюджетной сферы тоже отсюда - вон как тяжко пришлось тем, кто перешел под управление Архангельска. Может быть, кому-то и обидно принимать этот факт, но от него никуда не денешься и от этой печки приходится плясать.

Земля наша обильна

Теперь, как в анекдоте, хорошая весть - нефти и газа у нас много, хватит на десятки лет. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция относится к числу наиболее значительных нефтегазоносных провинций на территории России. В отличие от Западно-Сибирской, Волго-Уральской и Средне-Каспийской НГП она характеризуется большой долей текущих запасов, малой долей накопленной добычи и значительным (более 20 % от общих запасов) нераспределенным фондом, что делает ее крайне привлекательной перспективной сырьевой базой для всех крупных российских нефтегазовых компаний, а также для зарубежных игроков. Низкий уровень изученности ресурсов Тимано-Печорской НГП, высокое качество нефти ряда основных месторождений и наличие газоконденсатных полей еще больше повышают привлекательность НАО для нефтяников. Большая часть запасов представлена малыми и средними месторождениями, что делает возможным участие малых нефтедобывающих компаний.

Развитие нефтегазодобычи, несмотря на географическую удаленность основных районов от столицы округа, обеспечило новый импульс развития для Нарьян-Мара. Город оказался единственным местом, способным принять функции администрирования и обеспечения оперативного управления работой добывающих предприятий и логистики высококвалифицированного инженерно-технического и управленческого персонала.

Инфраструктура региона также получила новый виток развития, в районах добычи появилась сеть спутниковых станций связи и локальных аэродромов, системы трубопроводов и современных морских отгрузочных терминалов. Созданный инфраструктурный комплекс создал возможности для вывоза нефти и ее поставки на мировые рынки и в РФ. Это обеспечило включение НАО в глобальную экономику и в широкую систему межрегиональных и международных информационных обменов. На территории округа работает большое число иностранцев и работников из других регионов РФ, что делает регион свое-образным «перекрестком культур». Развитие нефтегазодобычи обеспечило особое место округа в РФ. Новый этап жизни Ненецкого автономного округа уже начался.

Теперь обратимся к традиционным видам деятельности населения округа. Оленеводство составляет основу традиционного хозяйствования в НАО, хотя еще двадцать лет назад значительную роль играло рыбное хозяйство, а также пушной промысел. Пушной промысел был полностью уничтожен. Рыбная отрасль на базе внутренних водоемов пришла в упадок в начале века в связи с развалом рыбоперерабатывающего завода в Нарьян-Маре.

Оленеводство остается основным видом экономической деятельности для малочисленных народов Крайнего Севера в НАО. Кризисные явления в оленеводстве привели к тому, что структура стад ряда СПК перестала быть оптимальной, а оценка интенсивности ведения оленеводства позволяет сделать вывод о том, что большинство СПК соответствуют среднему или даже низкому уровню интенсивности.

С начала 1990-х годов наблюдается серьезное изменение в направлениях рыболовства: в добыче все большую долю занимает морской промысел, в то время как доля прибрежного и озерно-речного, призванного обеспечивать внутренние потребности региона в рыбной продукции, незначительна, что усугубилось банкротством рыбокомбината - основного рыбоперерабатывающего предприятия в регионе. Несмотря на наличие необходимой ресурсной базы (по нерпе - до 200 тысяч голов, по белухе - до 40 тысяч голов), на территории и в акватории Ненецкого автономного округа промышленного лова не ведется.

В округе сложился мощный социально-ориентированный бюджетный сектор - как следствие стратегий освоения территорий НАО, реализованных в советский период. В последние годы он расширился, став своеобразным механизмом перераспределения доходов в быстро развивающемся нефтегазовом комп-лексе в пользу местного населения. Однако его развитие связано не только и не столько с расширением объема предоставляемых населению бюджетных услуг, сколько с высокой затратностью, унаследованной с советских времен, а также с необходимостью оказания дополнительной поддержки населению, проживающему в тяжелых климатических условиях и ведущему нерентабельную в современных условиях хозяйственную деятельность.

Однако сформированная бюджетная сеть не обеспечивает необходимого высокого качества бюджетных услуг. Система социальной инфраструктуры и бюджетная сеть ориентированы на типовые для районов с плотным населением и развитой системой транспортной и коммуникационной инфраструктуры и на технологии 1960-1970-х годов. Именно в переходе к современной концепции организации бюджетной сети заключен основной потенциал существенного повышения эффективности бюджетных трат округа и муниципалитетов - это позволит одновременно снизить издержки оказания базовых бюджетных услуг и повысить их качество и спектр.

Отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения НАО с другими регионами приводит к тому, что все внешние и большая часть внут-ренних грузовых и пассажирских перевозок осуществляется авиацией, которая является наиболее мобильным и одновременно наиболее затратным способом транспортировки.

Энергосистема НАО и комплекс инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства остаются фрагментарными и низкоэффективными, особенно в части энергетики и инфраструктуры городов и поселений. Фрагментарность обусловлена «точечным» («очаговым») характером системы расселения, а низкая эффективность энергетики и хозяйства городов и поселений связана с устареванием парка оборудования и высокими затратами на преимущественно привозное топливо.

Основа основ

Теперь перейдем ко второй части документа (103 страницы) - собственно стратегии социально-экономического развития округа на перспективу до 2030 года. Основным двигателем ее, так сказать, локомотивом, должна стать, как нетрудно догадаться, добыча нефти и газа. Округ заинтересован в том, чтобы, с одной стороны, доходы от отрасли обеспечивали безбедное существование и развитие территории, а с другой стороны - ресурсов хватило бы на долгие годы.

Разработка нефтегазовых ресурсов территории НАО уже позволяет аккумулировать необходимые финансовые и технологические ресурсы для формирования современной системы поселений, развития инфраструктуры и обеспечения высоких стандартов и качества жизни в НАО. Теоретически, интенсивные методы добычи нефти позволяют уже к 2020 году добывать 45-55 млн тонн нефти в год, однако Стратегия считает оптимальной добычу нефти в НАО в рамках концепции «рачительного ресурсопользования» - к 2030 году ее объем должен стабилизироваться на уровне 30-35 млн тонн в год.

Для повышения устойчивости экономики округа необходимо создать крупные высокотехнологичные комплексы глубокой переработки нефти, газа и газового конденсата в прибрежной зоне. Размещение крупных нефте- и газоперерабатывающих комплексов при морских терминалах и в непосредственной близости от районов добычи сырья в последние десятилетия является основной мировой тенденцией. Это во многом поможет решить и проблему «северного завоза».

В результате реализации проекта в НАО будет создано более трех тысяч новых постоянных рабочих мест, а в процессе строительства - более пяти тысяч временных. Общий объем инвестиций в проект, по предварительным оценкам, составит порядка 250 млрд рублей. Наиболее эффективным форматом реализации данного проекта является механизм частно-государственного партнерства. Целесообразно придать данному проекту статус Портовой особой экономической зоны.

Проект строительства газохимического комплекса на побережье Баренцева моря, работающего на сырьевой базе Кумжинского месторождения газа и газового конденсата, уже заявлен частными инвесторами и предполагает разработку месторождения, строительство газопровода к побережью в район Индиги, современного газохимического комплекса и морского отгрузочного терминала. Годовой объем добычи газового конденсата составит эквивалент 5-6 млрд кубометров, а газохимический комплекс будет выпускать 68 тысяч баррелей сжиженного газа. В настоящий момент проект предполагает производство метанола, карбамида и аммиака, а в дальнейшем на нем может быть размещено также и производство моторного топлива из метанола. Общий предполагаемый объем инвестиций превышает 120 млрд рублей.

НАО обладает большим, но в настоящее время слабо изученным природно-ресурсным потенциалом в части твердых полезных ископаемых. Их активная добыча планируется в районах Индиги, Амдермы, Усть-Кары, где есть каменный уголь, горючие сланцы, марганец, ванадий, титан, железо, медь, никель, кобальт, молибден, алюминий, серебро, золото, платиноиды, алмазы, флюорит и другие виды сырья.

Пока здесь нет необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, и реализация возможных проектов добычи и переработки твердых полезных ископаемых в НАО возможна только в отдаленной перспективе и должна быть синхронизирована со стратегией развития ОАО «РЖД».

Больше чем олень

Развитые секторы традиционной хозяйственной деятельности оленеводство и рыболовство, а также принципиально новые и уникальные отрасли эко- и этнотуризм и транспортный бизнес обеспечат экономическое разнообразие и большую сбалансированность рынка труда и доходов населения.

Оленеводство и рыболовство должны встать на промышленную основу, а не только обеспечивать жителей округа. Для этого необходимо создать современную инфраструктуру доступа на ключевые российские и внешние рынки, построить отвечающие требованиям Европейского союза убойные пункты и холодильные установки в СПК округа, современный комплекс по переработке оленины, шкур, крови, костей, желез внутренней секреции и производству широкого ассортимента продукции, включая медицинские препараты и биологические добавки.

Также нужно разработать маркетинговую стратегию и сформировать узнаваемый бренд ненецкой оленины, получить сертификат на экспорт оленины в страны ЕС и на другие рынки, наладить экспорт медицинских препаратов и биологических добавок в страны Юго-Восточной Азии.

Что касается развития рыболовства, то предусматривается использование значительного ресурсного потенциала прибрежного и озерно-речного промысла. Для этого построить рыбоперерабатывающее предприятие в Нарьян-Маре с мощностью переработки 800 тонн сырья в год, рыбоперерабатывающий комплекс в селе Несь, сеть рыбоприемных пунктов, оборудованных холодильным оборудованием, рыбоводного завода для восстановления запасов.

Для реализации туристского потенциала необходимо включение НАО в карту маршрутов Северо-Запада России и позиционирование его как одного из туристических регионов Севера России. Для этого требуется разработать туристические экскурсионные маршруты и их инфраструктурное оснащение, создать «индустрию» сувениров, подготовки экскурсоводов, развития сектора гостеприимства в Нарьян-Маре.

Необходимо сформировать турпродукт, основанный на знакомстве с жизнью оленеводов-кочевников, включающий туры с проживанием в чумах тундровых семей, участие в перегоне стад, зимнюю рыбалку и знакомство с национальной кухней. Для этого потребуется наладить специальное обучение проводников, сформировав новую профессию для коренных жителей.

Развитие рыболовного и охотничьего туризма предполагает маркетинг, ориентированный на иностранный и российский рынок, разработку и оснащение маршрутов (для охоты - подготовка кэмпингов на базе охотничьих изб) и создание охотхозяйств, выполняющих контрольно-надзорные функции и функции туроператора.

Стать ближе

Развитие транспортной инфраструктуры округа является стратегической целью не только регионального, но и федерального уровня. Ключевым элементом развития транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа является ее интеграция с инфраструктурой Республики Коми и последующее включение в инфраструктуру Российской Федерации.

Основные проекты по развитию инфраструктуры НАО включены в «Транспортную Стратегию Российской Федерации на период до 2030 года» - это железные дороги Сосногорск - Индига и Воркута - Усть-Кара; строительство сети дорог федерального значения на направлении Северо - Сыктывкар - Воркута с подъездом к Нарьян-Мару; на морском транспорте - строительство глубоководного порта в Индиге.

Развертывание инфраструктуры автодорог с твердым покрытием критически необходимо для социально-экономического развития региона. Основные приоритетные направления - развитие внутренней системы автодорог в районе Нарьян-Мара и пос. Искателей и связь системы автодорог НАО с федеральной сетью путем завершения автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар.

Река Печора и малые реки округа являются важными транспортными артериями округа. Существует необходимость принятия комплексной программы совместных действий администрации Ненецкого автономного округа и правительства Респуб-лики Коми по превращению реки Печоры в высокотехнологичную инфраструктурную сеть.

Требуется модернизация системы энергоснабжения основных населенных пунктов, замена устаревших дизельных электростанций и котельных на современные. Целесообразно расширить использование природного газа Василковского месторождения как топлива для выработки электро- и теплоэнергии в населенных пунктах, расположенных по реке Печоре путем строительства магистрального газопровода Тельвиска - Великовисочное - Коткино с отводами к селам Оксино, Устье, Пылемец, Лабожское, Хонгурей, Каменка, Щелино, Тошвиска и газопровода среднего давления Тельвиска - Макарово - Андег с возможными отводами на д. Куя и Нарыга, магистрального газопровода Кумжинское месторождение - побережье Индиги и отводов к Нельмину Носу. Возможно использование избыточных энергомощностей Василковского месторождения для энергоснабжения пос. Красное путем строительства ЛЭП.

Для сельсоветов, находящихся на значительном удалении, может быть налажено снабжение сжиженным или уплотненным газом в баллонах, получаемым путем переработки попутного газа на нефтепромыслах.

Лечиться и учиться на расстоянии

Необходимо усовершенствовать систему оказания бюджетных и социальных услуг населению, обеспечив одновременное повышение качества услуг, расширение их спектра и сокращение удельных затрат их предоставления. Нарьян-Мар должен стать центром оказания комп-лексных услуг и восполнить пробелы, существующие в системе медицинских, образовательных, социальных и культурных услуг в сельских населенных пунктах.

В отрасли здравоохранения город Нарьян-Мар нуждается в дальнейшем развитии всех уровней медицинской помощи общей и специализированной направленности. Система образовательных учреждений различных уровней Нарьян-Мара нуждается в экстенсивном развитии в силу роста численности населения города и увеличения спроса на услуги различных уровней образования (дошкольное, начальное, среднее и начальное профессиональное, среднее профессиональное, образование для взрослых).

В сельских населенных пунктах необходимо повысить качество существующих видов услуг, в которые входят амбулаторно-поликлинический уровень здравоохранения, образование, некоторые социальные услуги и учреждения культуры (ДК, дома народного творчества и дома кино-видео-показа).

Бюджетная сеть, создаваемая на передовой высокотехнологичной платформе, позволит повышать качество бюджетных услуг и уровень обеспеченности ими во всех населенных пунктах при гораздо меньших удельных затратах. Необходимо внедрять принцип удаленного оказания части бюджетных услуг с применением передовых коммуникационных, медицинских, образовательных и социально-гуманитарных технологий.

Через 20 лет округ должен преобразиться. По замыслу разработчиков, Нарьян-Мар станет важным культурным и экономическим цент-ром в Баренцрегионе и на Русском Севере. Экономическое лидерство НАО в РФ по объему промышленной продукции и уровню доходов на человека не только укрепится, но и перерастет в осязаемые для жителей округа высокий уровень и качество жизни. НАО станет крупным заказчиком инноваций и «полигоном» для их применения. Это обеспечит лидерство НАО в части выработки и внедрения уникальных принципов и технологий функционирования и развития бюджетной сети и энергетики в условиях малой плотности населения, экстремального климата и «очаговой» системы расселения.

Значительная часть медицинских, образовательных и прочих социальных услуг будет оказываться с использованием передовых телекоммуникационных технологий, что позволит обеспечить более высокое качество и доступность услуг бюджетной сети при более низких затратах бюджетов всех уровней.

Жители НАО будут включены в интенсивный культурный и информационный обмен с остальной Россией и всем миром посредством сети «Интернет» и современных систем связи, что обеспечит новые возможности личностного и профессионального развития людей, повысит качество человеческого капитала округа и создаст более комфортные условия жизни в округе.

Кто и как

Стратегия социально-эконо-мического развития - это та задача, которую окружные власти ставят перед собой. Для этого они сами должны соответствовать новому облику округа. Для того чтобы Стратегия не осталась красивым, но бесполезным документом, в первую очередь, необходимо урегулировать отношения с Архангельской областью и завершить административную реформу.

Для эффективной деятельности нужно привести в соответствие численность персонала управлений и госинспекций в соответствие с их функциональной нагрузкой и решае-мыми задачами; создать жесткую взаимосвязь между объемами финансовых ресурсов, полномочиями и перечнем решаемых задач.

Средства на реализацию стратегии планируется получить за счет доходов от развития нефтегазового сектора, эффективного взаимодействия с федеральным центром и получения прямой государственной поддержки отдельных проектов, стратегических соглашений с крупными корпорациями по софинансированию проектов инфраструктурного развития поселений и грантов для развития культуры и социальной сферы, использования механизма государственно-частного партнерства.

Поспорили и приняли

Документ не оставил равнодушными собравшихся в зале. Вопросов было много, но в основном они касались частностей, которые не прозвучали в докладе. Более серьезная критика прозвучала в выступлении главы администрации Заполярного района Александра Безумова. Он предложил отправить Стратегию на доработку, поскольку, по его мнению, Стратегия недостаточно отра-зила перспективы развития села и агропромышленного комплекса.

Депутат окружного Собрания и исполняющий обязанности секретаря регионального отделения «Единой России» Александр Лутовинов отметил, что «хотел бы понять реализацию Стратегии поэтапно, а также увидеть, как может сказаться предполагаемая разработка твердых полезных ископаемых на экономике региона и жизни коренного населения НАО, на деятельности сельхозпредприятий».

Начальник Управления финансов и экономического развития НАО выразила свое мнение, надо полагать, совпадающее с позицией окружных властей: «Представленный проект учитывает все основные требования, предъявляемые к стратегиям развития субъектов Российской Федерации, определенные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 года № 14. Проект был одобрен на заседании администрации Ненецкого автономного округа и аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.

Данный документ на основе оценки социально-экономического потенциала региона определяет приоритетные направления (стратегические ориентиры) и цели развития округа, формирует направления практических действий органов власти и в качестве результатов обеспечивает устойчивые высокие темпы экономического роста в округе, стабильно высокий уровень благосостояния населения Ненецкого автономного округа и высокий уровень конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе.

Основными направлениями и проектами развития Ненецкого автономного округа, предложенными в рамках реализации целевого сценария развития, помимо развития неф-тегазового комплекса как базового сектора экономики, являются проекты, направленные на реорганизацию традиционных видов хозяйствования, развитие туризма и рекреационного потенциала территории, на развитие города Нарьян-Мара и поселка Искателей, как ключевого логистического и административно-управ-ленческого узла.

Предлагаю одобрить «Стратегию социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года».

Большинством голосов Стратегия была одобрена. Ранее она получила одобрение администрации НАО и аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. В ближайшее время Стратегию внесут в Собрание депутатов НАО для утверждения, а затем направят в Министерство регионального развития РФ для согласования.

Алексей Руднев

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.