Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за март 2013 г.
пнвтсрчтптсбвс

25

26

27

28

123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Выпуск от 7 марта 2013 г.

Море цветов для любимых


Построить город в Арктике


Быть депутатом непросто


Женщины, которые не нравятся


Новогодние чудеса в последний день зимы


Любовь Казарновская: «Я поймала ритм Арктики»


Семья - источник вдохновения


Песни - бескрайние, как тундра


Букет для мамы


«Белкомур»: когда намерения превратятся в дорогу?


Отчет о деятельности Управления по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам деятельности НАО за 2012 год


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 7 марта 2013 г.

«Белкомур»: когда намерения превратятся в дорогу?

В истории железнодорожного долгостроя под названием «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) - проекта магистрали, которая свяжет Архангельск, Сыктывкар и Пермь, наступил очередной этап. Вновь начались обсуждения проекта, разработана финансовая модель его реализации. Более того, называются конкретные сроки: строительство может начаться уже в 2014 году, а магистраль заработает в 2018 году.

Благие намерения

Идея «Белкомура» - сквозного железнодорожного сообщения по спрямляющему маршруту Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь) общей протяженностью около 1 тыс. 155 км, будоражит умы давно. Из них 715 км - новое строительство, 440 км - реконструкция и усиление действующих линий, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). «Белкомур» состоит из двух участков: северного (проходит по территории Архангельской области и Республики Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Республики Коми и Пермского края).

Основная цель строительства «Белкомура» - развитие регионов Европейского Севера России. Магистраль по кратчайшему маршруту должна связать промышленный Урал с северными территориями и морскими портами Мурманска и Архангельска, став альтернативным транспортным соединением Урала с портами Баренцева и Белого морей. Это в том числе позволит повысить конкурентоспособность экспорта продукции предприятий Печорского угольного бассейна и промышленных предприятий Пермского края и Архангельской области.

Согласно ожиданиям проектировщиков, запуск «Белкомура» снизит затраты на железнодорожные перевозки и простимулирует экономическое развитие Архангельской области, Республики Коми, Пермского края и прилегающих к ним регионов. Железнодорожная магистраль «Белкомур» должна создать условия для привлечения частных инвестиций (по оптимистическим оценкам - до 500 млрд руб.) в развитие промышленности и новых производств этих регионов.

Магистраль призвана также оптимизировать загрузку европейского участка Транссиба, а также транспортных узлов Москвы и Санкт-Петербурга за счет перераспределения части грузов, следующих из восточной части страны в направлении портов Архангельска и Мурманска.

Реализация проекта, по мнению Александра Поликарпова из Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), позволит сократить грузовой транспортный путь от Транссиба (Урала) до портов Северо-Запада на 800 км, обеспечит стабильный доступ к лесным и сырьевым ресурсам и придаст импульс социально-экономическому развитию Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. Но эксперт подчеркивает, что это очень капиталоемкий проект, финансирование только разработки проектно-сметной документации в 2013 году достигает 3,8 млрд рублей.

Первые шаги

В советское время работы по строительству железных дорог в районах проектируемого маршрута «Белкомура» велись с 30-х годов прошлого века. К началу 50-х были построены участки Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь протяженностью около 440 км. Так как работы велись в основном силами заключенных, с проведением амнистии в середине 50-х годов они были остановлены.

Следующий шаг в направлении «Белкомура» был сделан уже в постсоветское время, когда в 1996 году была создана специальная компания - оператор проекта - ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» (ОАО «МК «Белкомур»). Ее основными акционерами являются Республика Коми (почти 57%), Архангельская область (21,6%) и Пермский край (11,1%), а также ряд предприятий этих регионов.

При поддержке министерства путей сообщений РФ и за счет финансирования регионов-инициаторов в 1996 году были начаты работы по строительству продолжения линии Микунь - Вендинга в направлении Архангельска. Но в условиях кризиса 1998 года работы были остановлены. Сегодня объекты незавершенного строительства находятся на балансе ОАО «МК «Белкомур».

Новый виток развития проекта пришелся на середину 2000-х годов. Тогда по инициативе заинтересованных регионов была подготовлена Комплексная программа инфраструктурного и промышленного развития Коми, Пермского края и Архангельской области, основой которой является железнодорожная магистраль Пермь (Соликамск) - Сыктывкар - Архангельск. Строительство новых участков магистрали предполагалось полностью профинансировать за счет средств Инвестиционного фонда РФ, реконструировать существующие - силами ОАО «РЖД». Пройдя необходимые согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах, получив одобрение Инвестиционной комиссии, в 2009 году на фоне мирового финансового кризиса проект был в очередной раз приостановлен из-за бюджетных ограничений.

Следующий шаг был сделан уже в 2010 году: в соответствии с поручением Владимира Путина для сокращения объемов прямого финансового участия государства началась проработка модели реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Сейчас его предполагается реализовывать в форме концессии. Это должно обеспечить возможность привлечения внебюджетных инвестиций, а также уменьшить уровень финансового участия государства.

Новые параметры

В прошлом году были актуализированы и параметры проекта. В октябре 2012 года на заседании рабочей группы ОАО «РЖД» по «Белкомуру» были окончательно согласованы основные технические параметры, прогноз грузовой базы, а также определены принципы взаимодействия сторон в процессе реализации проекта.

Согласно актуализированным параметрам, на проект требуется порядка 175 млрд рублей (в ценах 2012 года), в том числе 140 млрд рублей - на новое строительство и еще 35 млрд рублей - на реконструкцию существующих веток. Необходимый уровень господдержки в форме субсидий на компенсацию расходов строительства предусматривается на уровне 30% от стоимости строительства (то есть порядка 50 млрд руб.). Нужны и госгарантии РФ на привлечение долгового финансирования (по некоторым данным, в объеме около половины стоимости всего проекта). Также потребуется приобретение тяговых и маневровых локомотивов.

Основная характеристика проекта - пропускная способность магистрали - рассчитана на уровне 35 млн тонн в год. Обеспечить полную загрузку магистрали будет трудно. Ни один грузоотправитель не даст гарантий, что будет пропускать свой груз именно через «Белкомур». Основу грузопотока, предположительно, будут составлять новые грузы. Во многом магистраль проектируется и для того, чтобы сгенерировать дополнительную грузовую базу на прилегающих территориях. Исходя из планируемой структуры грузопотока, больше половины будет приходиться на уголь. Также по магистрали предполагается возить химические и минеральные удобрения, нефтепродукты, лесные грузы, а также экспортные грузы, следующие из стран Северной Европы в Россию и транзитом в страны Юго-Восточной Азии.

По мнению экспертов, важным условием реализации проекта является вовлечение в него малодеятельных тупиковых участков, принадлежащих ОАО «РЖД». Это позволит сформировать единый имущественный комплекс на всем протяжении магистрали.

Отдельно должен быть согласован и утвержден механизм изменения тарифов. Тариф для владельца инфраструктуры магистрали как субъекта естественной монополии будет устанавливаться Федеральной службой по тарифам (ФСТ) РФ. Существующее концессионное и тарифное законодательство позволяет определить порядок установления и изменения тарифа с учетом финансовой модели проекта. Тариф, по мнению экспертов, должен обеспечивать возврат инвестиций на разумном горизонте планирования (срок концессии) при согласованных финансовых показателях проекта и параметрах участия государства, а также сохранять конкурентоспособность магистрали. Стоимость транспортировки по «Белкомуру» не должна превышать провозную плату по объездному маршруту. В ФСТ сообщили, что поручений по согласованию условий и порядка тарифообразования на «Белкомуре» в ведомство не поступало.

Туманные перспективы

Сейчас проект находится на рассмотрении в заинтересованных министерствах и ведомствах, прорабатываются и согласовываются условия участия в нем ОАО «РЖД», институтов развития (в частности, Внешэкономбанка). Однако конкретных определяющих решений по-прежнему нет.

Больше всех в проекте, вполне закономерно, заинтересованы власти регионов - учредителей ОАО «МК «Белкомур». Определенный интерес может быть и у представителей угольной и энергетической промышленности, транспортных компаний. Но говорить об экономической эффективности проекта, не зная деталей расчета его параметров, сложно.

Об интересе частных инвесторов к проекту известно немного (может быть, потому что и сам интерес невелик). Недавно сообщалось о желании Китайской гражданской инженерно-строительной корпорации (ССЕСС) инвестировать в акционерный капитал ОАО «МК «Белкомур». Помимо собственного участия в проекте, руководство ССЕСС, как сообщали СМИ со ссылкой на заместителя главы Коми Александра Бурова, готово содействовать в привлечении долгосрочных финансовых ресурсов Государственного банка развития Китая с низкой процентной ставкой.

Несмотря ни на что, долгострой «Белкомур» пока таким и остается, и веских оснований менять его статус нет. В силу каких-то непреодолимых препятствий проект никак не хочет переходить в стадию реализации. Все время что-то мешает: то один кризис, то другой. А может быть, не так уж и хочется, не так уж и нужно, раз не получается. К тому же реализация проекта должна идти параллельно с развитием морских портов Архангельска и Мурманска, возрождением Северного морского пути и общим ростом экономики страны в частности и мира в целом. А тут перспективы не так радужны. Хотя обсуждать проект это, конечно, никак не мешает.

Мария Кобзева, РБК

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.