Свежий выпуск Архив О газете Рекламодателям Объявления
Поиск
Архив за май 2010 г.
пнвтсрчтптсбвс

26

27

28

29

30

12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

1

2

3

4

5

6

Выпуск от 8 мая 2010 г.

Приказ: Дожить до нового юбилея Великой Победы


Радистка Хабарова


Казачка Римма


Команда: На взлет...


Квартира к юбилею


«Буран» нашел владельца


Жили два друга


вернуться к оглавлению

Партнеры
Реклама
Выпуск от 8 мая 2010 г.

Команда: На взлет...

Люди работали не покладая рук и все вместе ковали Победу, шли к ней долгих 1418 дней. О том, как жилось округу в годы войны, мы узнаем со слов ее очевидцев - наших земляков, из их воспоминаний. Усердно исследуют эту тему окружные историки, краеведы, кропотливо, по крупицам собирая драгоценную информацию в сохранившихся архивных документах.

Об аэродромной сети округа в годы Великой Отечественной подробно рассказывает в своей книге «Ненецкий округ в годы войны» Марина Коловангина. К фактам и материалам этого издания не раз пришлось обратиться и автору статьи. Во время войны аэродром сооружали, модернизировали поэтапно на протяжении нескольких лет, территория затапливалась, и каждый раз приходилось начинать заново, расширялась сама полоса, появлялись новые технические возможности. Авиаторы доставляли грузы, патрулировали побережье. Нарьян-Мар стал для военных машин «теплым углом». Самолеты здесь обслуживали и заправляли, а экипажи отдыхали перед новыми вылетами.

Накануне войны

С середины 30-х в округе, как и по всей стране, бурно отмечали День авиа-ции. Значимость ее понимали и руководители, и жители округа. Правда, не все было так просто в вопросе строительства аэродрома в Нарьян-Маре. Существовали в те времена два мнения. Первое, приписываемое «врагам народа», звучит так: «никаких затрат на развитие авиации на Севере не должно быть». Второй подход, получивший поддержку руководства, напротив, основывается на необходимости регулярной связи северных районов с Архангельском «в целях их стабильного экономического развития».

Строительство сухопутного аэродрома началось накануне войны в 1940 году методом народной стройки. Проводились субботники, воскресники, все ожидали, что в сорок первом году будут выделены средства на продолжение работ.

Началась война... И строительство аэродрома стало главной стратегической задачей. Это была стройка № 1 в округе, она стала общенародным делом для жителей города, но долгое время информация о ней находилась под грифом «секретно».

Инициатором достройки аэродрома исследователи называют первого секретаря окружкома и горкома ВКП (б) Серафима Кузина. 23 июня в Архангельский обком партии и сельхоз-отдел ОблЗо была направлена телеграмма следующего содержания: «Считаем необходимым вести достройку аэродрома организациями города. Отсутствуют трактора. Просим дать указание Печорской МТС выделить работы аэродрома 2 трактора».

Первоначально на строительство было решено привлечь 30 городских предприятий, 129 человек - рабочих, использовать 34 лошади и 4 автомашины. Также в одном из документов говорится о привлечении к делу «неорганизованного населения в вечернее время». А горком партии обратился к комсомольцам и коммунистам с требованием «осуществить авангардную роль в строительстве важного мероприятия оборонного значения».

Кто строил аэродром?

Первоначальный срок сдачи аэродрома - 20 августа 1941 года - неоднократно передвигался. Вследствие отсутствия документов о ходе строительных работ в период с июля и до первой половины августа предполагается, что в это время процесс шел медленно и не очень организованно. И вполне вероятно, что в первую очередь из-за отсутствия руководителя-строителя.

13 августа 1941 года начальником строительства аэродрома был назначен Георгий Молин. Именно он стал инициа-тором увеличения числа рабочих, и руководство округа его поддержало. В телеграмме, отправленной 18 августа в Архангельск, написано: «...просим разрешить использовать часть рабочих, служащих организаций, учреждений отрывом производства сохранением оплаты месту работы». В ответном послании Военный Совет Архангельского военного округа требовал оказать органам НКВД максимальную помощь в строительстве аэродрома.

Согласно Постановлению бюро окружкома партии руководители 42 учреждений и организаций должны были выделить с 20 августа 840 человек, 74 лошади и 9 автомашин с расчетом восьмичасового рабочего дня. Оплату труда обязывались производить сами предприятия и учреждения. До окончания строительных работ учреждения стали работать в новом режиме: с часу дня до пяти вечера. С восьми утра до 12 часов дня все рабочие и служащие строили аэродром. Помимо этого горком партии был обязан «обеспечить выход на работу домашних хозяек, не имеющих детей и имеющих детей свыше 8-летнего возраста, на восемь часов работы; имеющих до 8-летнего возраста детей - на четыре часа работы, за исключением больных, беременных и имеющих грудных детей». Известно, что до окончания работ ежедневно в возведении взлетно-посадочной полосы были задействованы порядка 800 человек.

Неделя с 21 по 28 сентября 1941 года объявлена ударной. На стройку вышли все жители города, подлежащие трудповинности, народное ополчение и истребительный батальон. По данным Сводки о ходе работ по строительству аэродрома от 28 сентября, здесь трудились 909 человек, 52 лошади и четыре машины. Жители города проделали огромную работу, в отчетах отмечаются коллективы рабочих и служащих окрсоюза, Большеземельской экспедиции, окрисполкома, Печорского порта, окружкома и ГК ВКП (б).

Сухопутный аэродром Нарьян-Мара начал функционировать с октяб-ря 1941 года, он тогда относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии. В это время самолеты из Нарьян-Мара и Амдермы выполняли разведывательные полеты в Арктике. В годы Великой Отечественной войны основным считался аэродром «Нарьян-Марский», но также широко шло строительство аэродромов и посадочных площадок в Шойне, Амедерме, на острове Колгуев и в Усть-Каре.

Новый этап достройки

Летом 1942 года объем работ на аэродроме незначителен, а в июле 1943 года начался новый этап его достройки. Модернизация аэродрома шла форсированными темпами. Из архивных документов мы узнаем, что осушено летное поле площадью 200 на 200 м, заложены дренажные канавы протяженностью около 2000 м, произведена частичная подсыпка песком заболоченного на аэродроме участка, сделано деревянное ограждение аэродрома протяженностью 2000 м, построен командный пункт (землянка) и деревоземляное укрытие для одного самолета...

В 1943-1944 гг. война в Арктике набирала обороты, потребность в авиаразведке возрастала. Поэтому БВФ организует новый этап достройки аэродрома. Руководителем строительства назначен П.В. Хатанзейский, позднее он стал начальником гражданского аэропорта. С 12 июля по 7 августа оборонные задания выполняли 5909(!) жителей города. Среди них и сегодняшние ветераны Нарьян-Марского авиаотряда: Павел Андриянович Дуркин, Александра Яковлевна Батманова, Анастасия Кондратьевна Бабикова и многие другие. Вместе с гражданским населением трудился на объекте и личный состав 24-й авиабазы ВВС СФ, которой в 1944 году был передан в обслуживание аэродром.

Легенды нашего авиаотряда

В Нарьян-Марское авиапредприятие, начавшее свою историю с 1946 года, пришли на работу люди, прошедшие войну, сумевшие выжить, те, кто внес свою лепту в Великую Победу. Среди них - знаменитый летчик Петр Шабалин. Петра Мартыновича нет уже более 30 лет, но память о нем жива. В 1938 году, когда СССР вступил в войну с Финляндией, 20-летний юноша был призван на военную службу, по распределению попал в особую воздушно-десантную бригаду - так авиация стала его судьбой. В июне 1941 года Шабалин окончил Серпуховскую авиатехническую школу. Началась война, в Советской армии не хватало пилотов, поэтому Петра направили учиться дальше. Московская и Ульяновская авиашколы, и совсем скоро Шабалин - летчик и элита Вооруженных сил СССР.

Ленинградский фронт, знаменитая французская эскадрилья «Нормандия-Неман», Берлин и более 300 боевых вылетов значится в его биографической справке. В годы войны он летал на У-2, на его модификации УТ-2, он прикрывал наши части на истребителе Як-7, выполнял задания по уничтожению вражеских объектов на штурмовике Ил-2 и под конец войны освоил американский истребитель «Аэро-Кобра». В 1945 году Петр вернулся домой с четырьмя ранениями. Летать, конечно, было уже нельзя. Он переехал в Нарьян-Мар и устроился в авиаотряд механиком автобазы, где и проработал до пенсии.

- Юморист, весельчак и целеустремленный человек, у него всегда было много друзей. Был заядлым рыбаком и охотником, очень вкусно рыбу солил. Он летал в паре с Героем Советского Союза Алексеем Смирновым. А о войне... Жаль, что многое из того, что он рассказывал, не помню. Но я собираю о семье данные, и этот материал храню, - говорит дочь Петра Мартыновича Татьяна Петровна Канева.

Сегодня в Нарьян-Марском авиаотряде работают люди, родившиеся уже в послевоенные годы, они достойные преемники и продолжатели северной авиации. Опыт старших поколений помогает им расти и совершенствоваться. Они и сегодня, в мирное время, проявляют мужество и самоотверженность и всегда готовы встать на защиту Родины.

Факт

В годы войны немецкие самолеты-разведчики систематически отслеживали передвижение судов в Печорском заливе. 22 июня 1943 года над Нарьян-Маром единственный раз за всю войну пролетел немецкий самолет «Ю-88», предполагается, что он осуществлял авиасъемки города и близлежащих населенных пунктов.

Ирина Захарьина

Контакты

Адрес:

166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 25а

Телефоны:

приемная – (81853) 4-21-73
отв. секретарь – (81853) 4-20-22
бухгалтерия – (81853) 4-36-31
коммерческая служба – (81853) 4-63-61

E-mail:

rednv@atnet.ru

Подписка

Получать газету «Няръяна вындер» можно:

По почте

Подписаться можно в любом почтовом отделении. Подписной индекс – 50540. Цена подписки на 6 месяцев – 363,60 рубля.

В здании редакции

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 240 рублей.

По электронной почте

Подписаться можно в здании редакции. Цена подписки на 6 месяцев – 480 рублей.

Полиграфия

Предлагаем услуги типографии по изготовлению печатной продукции:

плакаты, календари, газеты, журналы, дипломы, грамоты, буклеты, блокноты, открытки, визитки, листовки, бланки.

Обращаться по тел. (81853) 4-63-61.

Реклама
Rambler's Top100
© 2002-2012 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). При использовании материалов с сайта ссылка на www.nvinder.ru обязательна.