Няръяна вындер
№85 (18243), пятница, 30 мая 2003 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
 1 ИЮНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ 
ВОЗЬМУ ТВОЮ БОЛЬ

День защиты детей... От кого и от чего нужно защищать детей? На мой взгляд, в первую очередь ребятишек надо защищать от жестокости, равнодушия и ужасов нашего мира, мира, созданного взрослыми, и от самих взрослых, забывших, что такое детство. К счастью, есть такие взрослые, которые еще помнят себя в детстве и умеют говорить с детьми на их языке. Именно такие люди работают в нарьян-марском детском саду №3.
Больше других нуждаются в защите мальчишки и девчонки с проблемами в интеллектуальном развитии, страдающие расстройствами нервной системы, различными заболеваниями. Для таких детей и были созданы в этом детском учреждении семь лет назад диагностические группы.
К сожалению, мир не стал более здоровым за эти годы, и группы становятся все более востребованными. Специалисты детских садов, в частности, третьего, обратили внимание на то, что с каждым годом все больше поступает детей с интеллектуальной патологией, причем чаще встречается теперь сочетание физической и интеллектуальной патологии, органические поражения центральной нервной системы, что ведет к выраженным задержкам психического развития, и детям все труднее усваивать программный материал. Но и задержки развития бывают разного характера. Порой есть дети, педагогически запущенные, социально неустроенные, и они, как говорят педагоги, «выравниваются» после занятии в диагностической группе. К тому же есть дети просто «речевые», то есть с речевыми нарушениями, и с помощью опытного логопеда их успешно готовят к школе.
- Родители порой боятся отдать ребенка в диагностическую группу,- говорит заведующая детским садом Марина Носова. - Но бояться не надо. Здесь работают специалисты, которые осуществляют подбор программ, дифференцированно подходят к обучению ребенка в соответствии с его способностями, его уровнем.
Здесь дети получают помощь учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя и воспитателей. Ребята находятся под наблюдением специалистов Центра диагностики и развития, которым руководит Татьяна Турина, и врачей детской поликлиники, а потому получают своевременно необходимое лечение.
- Марина Леонидовна, какова дальнейшая судьба выпускников диагностических групп?
- Процентов девяносто, как правило, идет в общеобразовательную школу, в классы нормы и классы коррекции. Даже были случаи, когда наших выпускников из коррекционных переводили в обычные, и они справлялись с программой 1:3 и 1:4, например, Марина, девочка способная, но у нее был логоневроз. В обычном классе успешно учится Катя, у которой были и остаются проблемы с речью, так как девочке вовремя не была сделана операция, и логопеды тут бессильны. К сожалению, не все родители понимают, что с детьми надо продолжать заниматься дома, причем в системе, а не время от времени. Нужна особая заинтересованность родителей, чтобы подготовить такого ребенка к школе.
С воспитанниками диагностических групп целенаправленно, настойчиво работает опытный логопед Людмила Александровна Страшкина. У нее «сплошь ОНР», а специалисты знают, как сложно помочь ребенку с общим недоразвитием речи 2 и 3-й степеней, когда и слоговая структура, и звукопроизношение, и грамматический строй нарушены, и связная речь отсутствует. «В последнее время дети приходят к нам на один год, перед школой,- рассказывает логопед, - поэтому трудно наверстать всю работу по звуковому анализу и синтезу. Ребенок вообще не слышит звуков, а надо за год сделать так, чтобы он каждый звук различал в слове. Если ребенок до трех лет не говорит или мало говорит, уже тогда маме надо бить тревогу, а не перед школой».
Много лет работает в педагогике Людмила Малинчан, а с 1995 года она - учитель-дефектолог. Руководство детского сада характеризует ее как опытного специалиста, творческого, беспокойного, любящего детей педагога.
- Развитие памяти, внимания, мыслительных процессов (анализ, синтез), формирование элементарных математических представлений - этим занимается дефектолог,- говорит Людмила Юрьевна. - Занятия проводим фронтальные, то есть групповые, и индивидуальные. То, что ребенок не выдаст на групповом занятии -сделает наедине с учителем. Мы работаем совместно с воспитателями. У нас составляется план работы по лексическим темам, знакомим с окружающим миром, и каждый педагог отрабатывает свою часть программы. Много занятий проходит в игровой форме. Дети очень любят развлечения, музыкальные праздники.
Людмила Юрьевна, сама мама четверых детей, справедливо полагает, что «при всех наших трудностях мы должны понимать детей, дарить им доброту, любить их такими, какие они есть.» И тогда дети почувствуют себя комфортно в детском саду, что поможет им лучше развиваться и полноценно готовиться к школе. Именно таким теплым, добрым Домом стал для многих ребятишек детский сад №3.
Лариса ТОРОПОВА
Фото Михаила Дуркина

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2003, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru