Няръяна вындер
№59-60 (18396-18397), вторник, 6 апреля 2004 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
• Дух гонок будоражит кровь

• Не пастырево это дело - прихожан искушать

• Издан новый календарь

• Национальное образование: продолжение следует

• У «Морошек» - «Новые пимы»

• Убери свой подъезд и двор

• «Когда я стану взрослым...»

• Самолет для героя

• Молодушки-молодки

• Не курите в постели

 ОКРУЖНОМУ МУЗЕЮ - 70 ЛЕТ 
Самолет для героя

В сентябре 1944 года делегация Ненецкого округа вручила новенький истребитель Як-7б «Нарьян-марский судостроитель» 22-летнему капитану Алексею Тарасову. Североморский герой доблестно завершил войну на подаренном нарьянмарцами истребителе, уничтожив 26 сентября 1944 г. в воздушном бою два немецких «фокке-вульфа-190».
После окончания Великой Отечественной войны было принято решение передать истребитель Героя Советского Союза Тарасова на вечное хранение в Нарьян-Мар. 1 октября 1946 года боевая машина была доставлена в наш город на дизель-электроходе «Гогланд». 20 ноября комиссия во главе с председателем горсовета Тороповым передала «Як» как экспонат окружному музею. Как отмечено в акте приема-сдачи, приборная доска самолета была почти полностью «раскулачена» - по всей вероятности еще в Архангельске, где истребитель ждал своей очереди на отправку с октября 1945 года. В остальном же боевой истребитель был совершенно цел, а в баках даже было немного бензина. Отметим важный факт - при приеме нового экспоната директор музея А.М. Лопатина заявила, что «она принимает самолет, только с условием, что городской Совет и окружные организации окажут ей помощь в смысле ограждения самолета от порчи и растаскивания, т.к. одной ей с этим не справиться». Как в воду глядела Анна Михайловна! «Як» был установлен на невысоком деревянном постамен
те в городском сквере напротив морского порта. Несколько лет зеленый ястребок с яркими красными звездами украшал центр города, являясь зримой реликвией недавней войны. На фюзеляже был даже нарисован портрет летчика, а надпись гласила: «На этом самолете в Советском Заполярье воевал Герой Советского Союза капитан Алексей Кондратьевич Тарасов - член ВКП (б). За время Великой Отечественной войны он сбил 12 самолетов противника». Истребитель аккуратно подкрашивали, следили за его сохранностью. Весной 1947 года даже хотели построить деревянный павильон для укрытия его от дождей и снега, гибельных для фанерно-перкалевой птицы, но сделано это не было, хотя на эти цели выделили три кубометра теса 1-го сорта. По каким-то причинам горкомхоз не справился с этой простой задачей, и самолет продолжал стоять на открытой площадке. В конце 40-х - начале 50-х годов «Яковлев» выглядел еще вполне ухоженным - все части и детали - на месте, четко видны красные звезды. Но в последующие годы отношение к памятнику резко изменилось. За
несколько лет красавец-ястребок превратился в ободранные руины. Как вспоминали фронтовики, пытавшиеся защитить «Нарьян-мар-ский судостроитель» от уничтожения, «боевой истребитель стал игрушкой для детей». Изрезали резину на колесах, ободрали плексиглас с кабины, сорвали фанеру с фюзеляжа - причем происходило это на глазах работников отдела внутренних дел, расположенного поблизости. К весне 1956 года самолет героя-летчика находился в самом плачевном виде: сохранился фотоснимок его носовой части - винт и шасси отсутствуют, капоты сорваны с мотора. Еще в 1955 году газета «Няръяна вындер» призывала горсовет привести в порядок реликвию Великой Отечественной, но судьба памятника мало заботила власти.
Полуразрушенный истребитель вполне можно было восстановить, но чиновники решили не реставрировать боевую машину - слишком много хлопот предстояло с ней. 15 июня 1956 года на заседании горисполкома было решено списать самолет марки Як-7б, установленный в городском сквере, т.к. он «пришел в полную непригодность и дальнейшему ремонту не подлежит». Лицемерно прикрывая свою халатность, городские власти отметили, что «деревянные части все сгнили, металлические части проржавели». Это решение было согласовано с горкомом и окружкомом КПСС. Вскоре рабочие горкомхоза на глазах горожан разбили истребитель кувалдами, а обломки вывезли на свалку. Однако история на этом не завершилась. В защиту памятника 19 фронтовиков написали письмо, призывая восстановить боевую машину, построенную на средства жителей округа. Особенно был возмущен Василий Григорьевич Волков, который направил три письма в газету «Правда» по поводу ликвидации памятника. Он вполне обоснованно доказывал, что при желании истребитель можно было отремонтировать
и сохранить в память о тяжелейших испытаниях войны. Только через год, в июле 1957 года, пришел сухой ответ заведующего отделом пропаганды и агитации Архангель-ского обкома КПСС Матвеева: «Ненецким окружкомом приняты меры по приведению моторной части самолета в соответствующий вид для экспонирования в окружном краеведческом музее г. Нарьян-Мара». Мотор привезли со свалки и установили около здания окружного музея. От прекрасной реликвии осталось лишь одно сердце - его «пламенный мотор». Памятник нашей халатности и равнодушию.
Юрий КАНЕВ,
член общества краеведов НАО

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2004, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru