Няръяна вындер
№106-107 (18443-18444), понедельник, 28 июня 2004 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
• А волны зовут вдаль

• Звезда и лира

• И все-таки НАО

• Плачу авансом

• ПРЕОБРАЗОВАНИЕ. Думайте сами, решайте сами!

• Дорогами отцов-героев

• На людей посмотреть и себя показать

 ГОРЯЧАЯ ТЕМА 
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ. Думайте сами, решайте сами!

Сейчас много вопросов и споров о том, быть городу Нарьян-Мару и поселку Искателей единым целым или же самостоятельными муниципальными образованиями. То или иное преобразование обязательно и неизбежно. С просьбой разъяснить позицию городского Совета редакция обратилась к его председателю Павлу Гавриловичу СТЕПАНОВУ.
- Проблема реорганизации муниципального образования «Город Нарьян-Мар» возникла в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Замечу, что переходный период его реализации определен до января 2006 года. С 1 января 2006 года закон полностью вступает в силу, все его статьи.
Смысл этого закона заключается в разграничении полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для этого в нашем округе необходимо предпринять ряд действий, в том числе - по городу Нарьян-Мару.
Что касается округа - это районирование. При этом местное самоуправление предусматривает двухуровневую систему. Первый уровень - поселения, городские и сельские. Второй - муниципальные районы и городские округа.
Что касается Нарьян-Мара, то уже давно, согласно Уставу округа, закону об административно-территориальном устройстве НАО, Уставу города и Уставу поселка Искателей, определена сложная структура муниципального образования «Город Нарьян-Мар» (одно муниципальное образование находится внутри другого). Город определяется в границах, в которых осуществляется местное самоуправление. Мэр города Нарьян-Мара избирался на всей территории муниципального образования, включая поселок Искателей, депутаты городского Совета - тоже. То есть это положение не только принято в окружных, городских, поселковых документах, оно - действует в полном объеме.
До того, как возникла проблема «матрешки», никого это особенно не смущало, потому что уже вошло в традиции, был накоплен определенный опыт и, кстати, у нас никогда не возникало трений в совместной работе. В уставах обоих муниципальных образований предусмотрены полномочия исключительные, полномочия совместного ведения. Все это работало.
В настоящее время закон четко и ясно определил, что «матрешек» в местном самоуправлении далее быть не может. В статье 11 сказано, что границы муниципальных образований не должны пересекаться, одно муниципальное образование не может находиться внутри другого. Установлен конкретный срок: до 1 января 2005 года законом округа это положение должно быть реализовано на территории города Нарьян-Мара.
Проанализировав ситуацию, специалисты, депутаты городского Совета определили свое видение решения проблемы и направили предложения в Координационный центр, который создан Собранием депутатов НАО для реализации этого закона. Также предложения направлены коллегам в поселок Искателей.
У поселковых депутатов, главы поселка - другой подход. Они считают, что преобразовывать ничего не надо, поселок абсолютно самостоятелен, достаточно изменить Устав и законы округа, чтобы эта самостоятельность была закреплена. Органы самоуправления поселка имеют право выходить с такой инициативой и получить соответствующий профессиональный, обоснованный ответ.
Мы видим решение проблемы в преобразовании нашего сложного муниципального образования «Город Нарьян-Мар». Возможен вариант объединения двух муниципальных образований. Фактически - это ликвидация статуса муниципального образования у поселка Искателей и образование единого МО «Город Нарьян-Мар». Второй вариант: разделение. В этом случае муниципальное образование «Город Нарьян-Мар» делится на два самостоятельных - муниципальное образование «Поселок Искателей» и вся оставшаяся часть, которая может иметь название «Город Нарьян-Мар» и являться правопреемником существующего ныне муниципального образования.
Законом предусмотрен порядок решения этого вопроса. Выбрана форма наиболее демократичная, наиболее полно и конкретно выражающая интересы населения - это референдум. В законе, обратите на это внимание, сказано, что решение принимается с согласия населения на данный вид преобразования. Не с учетом мнения, а непосредственно с согласия. Подсчет голосов проходит отдельно на каждой территории. Возможна такая ситуация: в одной части - 100 человек, в другой - 10 тысяч. Тем не менее, оценивается, как проголосовала одна часть и как другая. Если на первой территории, где 100 человек, 90 проголосовали против объединения, а на второй все 10 тысяч - «за», решение не принято.
Однако механизм реализации очень запутан. Рекомендации Центральной избирательной комиссии отрицают проведение референдумов в переходный период. На каком основании этот вопрос будет решать окружное Собрание депутатов - большой вопрос. Ведь изменить границы МО «Город Нарьян-Мар» (в случае разделения) или лишить статуса муниципального образования п. Искателей (в случае объединения) без согласия соответствующих муниципальных образований не позволяет федеральное и окружное законодательство.
- По-моему, это очень существенный момент. Каким образом в такой ситуации вы будете решать поставленную задачу?
- Подготовлены проекты писем в Центральную избирательную комиссию, в комитет по местному самоуправлению Государственной думы РФ. После обсуждения на депутатской комиссии они будут направлены с просьбой дать консультации по нашей конкретной ситуации.
- Какой вариант преобразования больше устраивает депутатов города?
- Мы не раз высказывались, что считаем приемлемыми оба варианта, каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Считаю, что нашей задачей является не навязывание конкретного варианта, а наиболее полное информирование населения, к чему приведет тот или иной вид преобразования.
Распространено мнение, что при объединении вырастет количество чиновников. Это не совсем так, точнее, совсем не так. В случае объединения органам самоуправления города не потребуется дополнительно ни одного человека, чтобы и дальше осуществлять все полномочия на всей территории, включая поселок Искателей.
- Не слишком ли смелое заявление, Павел Гаврилович? Возможно, понадобятся специалисты в то же ЖКХ, ведь объемы значительно возрастут...
- Допустим, сейчас есть контора по жилищно-коммунальному хозяйству - и немалая - в поселке Искателей. Есть соответствующие службы в самом городе. Если будет общее хозяйство, то специалистов, которые есть в муниципальных службах и на предприятиях Нарьян-Мара, вполне достаточно, а число участков, естественно, увеличится. То есть произойдет даже сокращение общего числа управленцев. А сокращение расходов на их содержание может положительно повлиять на развитие самой этой сферы.
Разговоры о том, что город во что бы то ни стало хочет вовлечь поселок Искателей и получить от этого какие-то выгоды, абсолютно беспочвенны. Я лично этих выгод не вижу. Бюджет поселка тоже достаточно напряженный. И это при том, что около 70 миллионов рублей из городского бюджета идут в поселок на организацию обучения детей. Это лучшая в городе школа, это детские сады.
На территории Искателей нет очистных сооружений, плохая система водоснабжения, много ветхого жилья. Какое же это приобретение?
Здесь, я считаю, должен быть государственный подход. Когда такой маленький город, как Нарьян-Мар, разделится на две части, что может быть от этого хорошего?
Возьмем проблемы, которые возникнут. В поселке потребуются свой отдел архитектуры, свой отдел образования. В Искателях нет автобусного сообщения, многих служб. Двум самостоятельным муниципальным образованиям придется заключать договоры меж собой. Они могут быть только на основе себестоимости, безо всяких дотаций. К примеру, будет междугородный транспорт, в котором оплата за проезд составит не 8 рублей, как сейчас, а раза в три-четыре дороже.
Есть другая сторона. Поселок Искателей уже сложился. Здесь есть свой представительный орган, свой глава, то есть власть приближена к населению. Если люди считают, что это дает им особые преимущества, отделение им во благо, то с пониманием примем их решение.
Очень важно сейчас не манипулировать общественным мнением, а как можно более подробно и объективно объяснить ситуацию: что люди выиграют, что могут проиграть, что изменится и в структуре органов самоуправления, и в положении, и в правах каждого из них при объединении и при отделении муниципальных образований.
Так что, уважаемые жители города Нарьян-Мара и поселка Искателей, думайте сами, решайте сами!
Беседовал Игорь ЯКОВЛЕВ
Фото Михаила Дуркина

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2004, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru