Няръяна вындер
№42-43 (18379-18380), вторник, 10 марта 2004 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
• На «Буранах», вездеходах, самолетах, вертолетах

• Голосуем досрочно

• Округ - область: шаг навстречу

• Подарок от мужчин

• Национальная идея - «Х» - файл российской политики

• Достичь положительной динамики...

• В феврале он на несколько месяцев моложе себя самого

• Они вернулись

• Проблемы моего микрорайона

 БОЛЕВАЯ ТОЧКА 
Национальная идея - «Х» - файл российской политики

Со 2 по 5 марта в Санкт-Петербурге проходила шестая Международная конференция «Реальность этноса- 2004». Несмотря на пространность названия, тема, поднятая на этом форуме, затрагивала интересы каждого жителя нашего многонационального государства, потому что большинство выступлений касалось национальных проблем современной России. Ученые - исследователи и политологи, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, Якутска, Самары, Йошкар-Олы, Татарстана, территории Крайнего Севера - всего представители 50 регионов Российской Федерации - выражали серьезнейшую обеспокоенность разжиганием национальной вражды между народами современной России, пытались определить основные направления работы образовательных и просветительских учреждений в разработке «национальной идеи многонационального государства».
Так случилось, что с наступлением «нового времени» идея интернационализма, равенства всех народов, объединенных общим девизом: «я, ты, он, она - вместе целая страна, вместе дружная семья, стоя мы - сто тысяч я: черноглазых, озорных, желтых, рыжих и льняных, дружных и веселых, в городах и селах...», оказалась подменена идеей толерантности, то есть терпимости. Как говорится, в наше время на большее надеяться не приходится: народы, населяющие современную Россию, не чувствуют себя равноправными и равно защищенными членами общества, а просто терпят друг друга. И это очень опасная, если не сказать страшная тенденция.
По последней переписи, в России 80% всего населения страны - русские, 20% - это все остальные 168 народов, исконно здесь живущих. Для каждого из представителей этих народов, будь то татарин или чукча, мариец или эвенк, коми, удмурт или ненец - Россия такая же родина, а Москва - такая же столица, что и для 80% русского населения РФ. Так было в Стране Советов, но так, по-видимому, уже никогда не будет в России «демократической», когда у простого большинства отключается идея толерантности и разжигается огонь расовой непримиримости. И тогда по улицам российских городов ходят уже не свободные и равноправные россияне, а «хачики» и «чурки», «узкоглазые» и «черномазые», лица кавказской и прочих национальностей, а фраза «Россия для русских» становится призывным лозунгом не только для «бритоголовых подростков», но и для некоторых политиков. Вспомните: «Мы - за бедных, мы - за русских».

В РОССИИ СТАЛО ОПАСНО БЫТЬ НЕРУССКИМ
Возможно, эта фраза вызовет недоумение и неудовольствие некоторых читателей «НВ», но именно она несколько раз звучала в выступлениях участников Международной конференции в Санкт-Петербурге.
Три года назад из уст «главного петербуржца» прозвучала знаменитая фраза «мочить», которая тут же была подхвачена сторонниками националистических идей из крупных российских городов. По словам питерских ученых, северная столица, которая всегда считалась культурным, образовательным и научным центром страны, дольше других сопротивлялась националистическим идеям. Хотя на деле оказалось, что она их просто не замечала.
Только вот это не значит, что болезни вовсе не было. Опухоль росла, приобретала уродливые формы, и тогда 17-19-летние «наци» начали убивать всех, кто на них не похож. Убийство же восьмилетней таджикской девочки, повлекшее за собой международный скандал и взятое под личный контроль губернатора Матвиенко, было лишь очередной ступенькой в серии расовых убийств на улицах Санкт-Петербурга. Вчитайтесь в информацию, напечатанную в разделе криминальной хроники газеты «Тайная жизнь»: « За последние 6 месяцев в Санкт-Петербурге произошло несколько нападений бритоголовых на так называемых инородных граждан. 21 сентября 2003 года у железнодорожной платформы совершено нападение на цыганский табор, убита шестилетняя девочка.
14 декабря в районе Невского проспекта убит гражданин Кореи (студент одного из вузов) Ким Хеника, в это же время скинхеды напали на Мамеда Мамедова, он был насмерть забит железными прутьями, потом нападение на таджикскую семью и так далее. Привычными для Питера становятся погромы «инородцев» в метро, рядом с мечетями, рынками, общежитиями, где проживают «нерусские». По словам руководителя питерских фашистов, некоего «Шульца», для них главное - «превратить тело «черного» или «желтого» в кашу, так как их здесь не должно быть». Избиения «других» на улицах северной столицы уже не поддаются счету.
Сериал «Бандитский Петербург» для жителей российских окраин приобретает после перечисленных событий еще более «изощренный» смысл.

Я ВЕРНУЛСЯ В МОЙ ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЕЗ...
Эти мандельштамовские строчки в современной интерпретации вряд ли будут выражать восторг от встречи с городом юности. С Питером связаны лучшие студенческие годы более чем двух с половиной тысяч жителей НАО. Сегодня в округе нет, пожалуй, ни одной организации, где бы не работали выпускники вузов северной столицы. И все же Санкт-Петербург сегодня - это не Ленинград, в котором учились и жили одной семьей ребята со всех северных регионов, от Чукотки до Мурманска. Это другой город в другой стране, где на одного сытого приходится сто голодных, на одного образованного - сотня неучей, страшно обозленных на весь мир, потому что он им непонятен. На конгрессе в докладе доктора исторических наук, профессора философии Тамары Михайловны Смирновой, прозвучала такая мысль: «В современной России с ее множественными национальными конфликтами отсутствует национальная идея и соответствующее воспитание. В учебниках истории практически ничего не говорится об исторической роли народов, проживающих в России, о том, что все мы жители
одной страны, что без других народов Российского государства просто бы не было, Русь осталась бы удельным княжеством на Центральной русской равнине».
«И когда «молодчики в черном» кричат эвенкийской девушке, чтобы она убиралась из России - это значит, что они ничего не знают о России. И в этом не только их вина»,- констатировал Игорь Леонтьевич Набок, доктор философских наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе».
Да, правы были те ученые, кто утверждал, что Северная Пальмира сегодня представляет собой сгусток проблем современной России.
Блеск и нищета, дворцы, превращенные в полуразрушенные хижины, и дома «новых русских», превращенные в дворцы из стекла и металла. Мойка и Фонтанка, по набережным которых любили гулять великие Пушкин, Некрасов, Грибоедов и Жуковский, сегодня покрыты льдом, там валяются сотни брошенных бутылок, пакеты с мусором, картонные ящики. Славное историческое прошлое, блокада Ленинграда и свастика на фасадах старинных зданий - это сегодняшнее измученное и уродливое лицо Питера. Я ходила по улицам «города российской славы» - и не узнавала его. Это был чужой город.

ГОРОД, В КОТОРОМ ПОСЕЛИЛСЯ СТРАХ
О том, что Ленинград на протяжении 60 лет являлся кузницей кадров для всего Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, повторять не надо. Именно здесь, в северной столице, северяне получали высшее образование сначала в Институте народов Крайнего Севера, затем на ФНКС (Факультете народов Крайнего Севера) и сейчас в ИНС РГПУ им. Герцена города Санкт-Петербурга. По словам преподавателей, через «Герцена» прошли целые семейные династии. Для северян было счастьем ехать на учебу в город, имеющий статус мировой культурной и научной столицы. Поэтому родители без опаски отправляли своих детей в Питер, уверенные в том, что после окончания престижных вузов они вернутся на родину хорошими специалистами. Так было до 26 декабря 2003 года, пока в Санкт-Петербурге, в районе Новоизмайловского проспекта, где жили северяне-герценовцы, не произошло жестокое убийство студента Института народов севера Сергея Бельды.
Он вырос в городе Амурске Хабаровского края в учительской семье. И мать, и отец Сергея также учились на ФНКС. Я хорошо помню этих ребят - Андрея Бельды и Елену Пассар, помню их свадьбу на факультете и маленького Сергея, потому что каждый ребенок на Стачек, 30 в студенческом общежитии был предметом всеобщего внимания. С этими детьми обычно нянчилось все общежитие. Это было неписаное правило студенческой солидарности. По словам преподавателей и однокурсников, Сергей был очень скромным и интеллигентным человеком, мечтал скорее закончить институт и вернуться на родину «к своим нанайцам». Но этому не суждено было сбыться, потому что группе подвыпивших скинхедов не понравился разрез глаз Сергея Бельды.
26 декабря молодой человек возвращался от своей преподавательницы. Было около восьми часов вечера - время «детское», как любят выражаться в молодежной среде. Около 4-го корпуса, где жили студенты-северяне, на Сергея внезапно напала группа молодчиков в черных куртках и армейских ботинках. С криками «бей китайца, бей узкоглазого» бандиты начали наносить юноше удары дубинками, ножом и армейским топориком. Когда зверская вакханалия была закончена, врачи насчитали на теле Сергея Бельды 68 колото-резаных ран, от которых он скончался через два часа, так и не приходя в сознание.
По свидетельствам очевидцев, а их, как ни странно, оказалось немало, на Сергея напала группа из 10-12 человек в возрасте от 15 до 17 лет. Многие из отморозков были хорошо известны жителям Московского района да и студентам-герценовцам, так как они уже года два терроризировали студенческие общежития, нападая на «нерусь» и устраивая погромы в 4-м корпусе. По фотороботам найти убийц особого труда не составило: все они несовершеннолетние, шестеро - школьники, остальные - учащиеся ПТУ. На допросе они сказали, что убивать нанайца не собирались. А убили, потому что не знали, что узкоглазыми бывают не только китайцы. Более жуткого и ненормального объяснения случившемуся, пожалуй, ни один здравомыслящий человек придумать не в состоянии. Но после полученных показаний «неразумных подростков» отпустили до суда, который запланирован на май 2004 года. Под арестом содержится лишь один 15-летний скинхед, который, по показаниям подельников, и наносил удары ножом Сергею Бельды - все 68 смертельных ран.
В одном из январских номеров питерской газеты «Невское время» написано, что студентам Института народов Севера приходится каждый день бороться за собственную жизнь. «Студенты факультета систематически подвергаются нападениям бритоголовых и просто уличных хулиганов. Несколько месяцев назад на месте, где был убит Сергей Бельды, неонацисты напали на студентку из Эвенкии. Она выжила только благодаря усилиям врачей-реаниматоров. Систематическими становятся и нападения скинхедов на общежитие северного факультета. Именно в апреле ( в дни рождения Гитлера и Ленина) и 9 мая бритоголовые начинают свои кровавые нашествия. Вооруженные металлическими прутьями и дубинками молодые люди в возрасте до 20 лет, одетые во все черное (куртки, шапки, ботинки) устраивают погромы в 4-м корпусе. С криками: «Россия для русских! Неруси - прочь!» - они бьют стекла, ломают двери, крушат мебель, устраивают различные акции устрашения». К сожалению, обращения студентов с заявлениями в милицию так и не принесли положительных результатов. Мол
одчиков или сразу отпускают на волю, или штрафуют за хулиганство в общественном месте. Но чаще всего эти заявления теряются в кабинетах 12-го отделения РУВД Московского административного округа, за которым и закреплен Новоизмайловский студгородок.
Когда, после апрельских погромов, корреспондент «Невского времени» Валерия Брагинская обратилась к начальнику милиции Московского РУВД Анатолию Петрову, тот искренне удивился и заявил, что впервые слышит о фактах нападения на студентов-северян, поэтому ничего не планирует предпринимать для их защиты.
Милиция так ничего не сделала, не организовала рейды патрульных машин в вечернее время, не контролировала массовый сбор бритоголовых молодчиков в районе метро Парк Победы напротив студгородка, а в результате нанайский юноша Сергей Бельды поплатился жизнью.

НЕ ЗАЯВЛЕНИЯ, А КОНКРЕТНЫЕ МЕРЫ
В январе студенты Института народов Севера сдавали сессию. По словам преподавателей и студентов, шок от трагедии и страх за собственные жизни сделали свое дело. Студенты боялись выходить на улицу, собирались группами по 6 - 8 человек и вместе выбирались за продуктами в магазин. Во время зимней сессии, сразу после убийства Сергея Бельды, многие северяне отказывались идти на экзамены, напротив половины фамилий в ведомостях стоит запись: «не явился». Студенческое общежитие находилось на осадном положении почти два месяца. 300 северян борются за свое выживание и сейчас.
Обращения студентов и преподавателей в правоохранительные органы с просьбой защитить студентов от бритоголовых остаются без ответа. Единственная организация, которая, действительно, пожелала услышать северян, стал «Мемориал». Он придал трагедии общественный резонанс и привлек питерскую прессу. Благодаря поддержке этих общественных организаций, тема вышла из подполья, о ней говорили и на Международной конференции «Этнос-2004». Но всю неравнодушную общественность Санкт-Петербурга, преподавателей и сокурсников Сергея Бельды беспокоит факт, что до сих пор ни на одно обращение в различные государственные и правительственные структуры (от министров до губернатора Санкт-Петербурга) так и не получено мало-мальски внятного ответа, не дана оценка трагических событий, нет команды наказать мерзавцев, как это было сделано по отношению к более позднему убийству скинхедами таджикской девочки. А ведь его могло и не быть, стоило только вовремя принять меры.

3 февраля газета «Невское время» напечатала текст письма родителей Сергея Бельды к президенту Российской Федерации Владимиру Путину. В нем есть такие слова: «Мы обращаемся к главе государства, на территории которого стало опасно быть нерусским... Нас волнует вопрос, будут ли найдены убийцы, понесут ли они справедливое наказание. Хотя, по большому счету, вопрос гораздо шире: он касается национальной политики государства. Почему стали возможны убийства на национальной почве? Почему не привлекаются к ответственности разжигатели национальной розни? Почему не было ни одного показательного суда над скинхедами?» - спрашивают родители и близкие Сергея.
Под письмом президенту Путину стоят не только подписи родителей Сергея Бельды, но и еще двадцати его земляков: нанайцев, ульчей и русских. «Вместе с этими людьми ответа от президента ждут сегодня и тысячи других неравнодушных граждан России. Ждут и убийцы Сергея Бельды, уверенные в том, что реакции не будет, что государство в очередной раз предпочтет закрыть глаза и сделать вид, что никакой проблемы нет. И в этом случае, - пишет корреспондент газеты «Невское время» Дмитрий Слугин, - под ударом окажутся все, кто не похож на «истинных арийцев».
Ирина ХАНЗЕРОВА
Санкт-Петербург-Нарьян-Мар

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2004, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru