Няръяна вындер
№42-43 (18379-18380), вторник, 10 марта 2004 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
• На «Буранах», вездеходах, самолетах, вертолетах

• Голосуем досрочно

• Округ - область: шаг навстречу

• Подарок от мужчин

• Национальная идея - «Х» - файл российской политики

• Достичь положительной динамики...

• В феврале он на несколько месяцев моложе себя самого

• Они вернулись

• Проблемы моего микрорайона

 ИЗ ОТЧЕТА МЭРА ГОРОДА 
Достичь положительной динамики...

На прошедшей в конце февраля 32-й сессии городского Совета депутатов мэр города Юрий Родионовский выступил с отчетом о деятельности администрации муниципального образования «Город Нарьян-Мар» в 2003 году. Изложение отчета предлагается вниманию читателей.
В начале доклада мэр города с удовлетворением отметил, что конструктивная работа исполнительной власти была бы невозможна без активного участия и поддержки городского депутатского корпуса.
Благодаря этой поддержке, ей удалось эффективно решать многие острейшие каждодневные проблемы и заложить новые долгосрочные тенденции роста. Эти тенденции роста изложены в основных направлениях Программы социально-экономического развития города, разработанных еще в начале 2001 года.
Именно тогда, подчеркнул Родионовский, был сделан серьезный анализ состояния городского хозяйства и социально-экономического положения города Нарьян-Мара. Этот анализ показал, что, в первую очередь, усилия должны быть направлены на реорганизацию жилищно-коммунального комплекса и повышение качества коммунальных услуг, активизацию строительства и создание реальной жилищной базы на территории города, реконструкцию и развитие городской инженерной, а также социально-общественной инфраструктуры, укрепление и развитие материально-технической и учебной базы учреждений образования, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В городской администрации понимают, что данные направления деятельности отвечают требованиям избирателей, чаяниям и нуждам людей, их последовательная реализация позволит в конечном итоге достичь положительной динамики всех основных социальных показателей.

О ГОРОДСКОМ БЮДЖЕТЕ 2003 ГОДА
Результаты работы городской администрации в 2003 году и темпы осуществления поставленных задач во многом были определены состоянием городской казны, объемом ее доходной части. В 2003 году бюджет города Нарьян-Мара был дотационным. На 2003 год он был принят по доходам в размере 623 миллионов 118 тысяч рублей, а по расходам - 653 миллиона 118 тысяч с учетом средств, поступивших из окружного бюджета. Предельный дефицит составил 7%. В процессе исполнения бюджета показатели доходной и расходной частей городского бюджета были изменены в сторону увеличения более чем на 11,5 миллиона рублей, при этом дефицит бюджетных средств не изменился.
Основными источниками доходов муниципального бюджета являются налоги: на доходы физических лиц, на прибыль, на совокупный доход, на имущество, налоги с продаж и акцизы, а также дотация из окружного бюджета, которая в 2003 году составила 100% планового назначения в год. По собственным доходам исполнение городского бюджета составило в прошлом году более 81%, а по расходам - 85,4%.
Городская администрация не раз подчеркивала, что, прежде всего, залогом успешного развития города является наличие крепкой и самодостаточной доходной базы. Существующая налоговая база муниципальных образований округа по-прежнему сдерживает темпы развития и позволяет планировать лишь текущие расходы. В 2003 году Ассоциацией муниципальных образований Ненецкого автономного округа была проведена серьезная работа по оптимизации деятельности муниципальных образований, наделению их собственными источниками доходов путем закрепления фиксированной доли от федеральных и региональных налогов, прежде всего, от нефтедобычи. Свои предложения Ассоциация направила в адрес органов исполнительной и представительной власти Ненецкого автономного округа, где с пониманием отнеслись к поставленному муниципалами вопросу. Это дает надежду на то, что уже в будущем году у муниципальных образований округа появятся собственные реальные доходы от деятельности нефтедобывающих компаний, работающих на территории нашего округа. А пока, к сожа
лению, в 2004 год город вновь вступает с дефицитом бюджетных средств. Кроме того, мэр отметил, что в текущем году городской бюджет будет практически самостоятельным, поскольку в окружном бюджете 2004 года целевых дотаций Нарьян-Мару не предусмотрено, за исключением 73-х миллионов субвенций на частичное финансирование образовательного процесса.
Большие надежды в этом году исполнительная власть города возлагает на принятие окружной инвестиционной программы, финансируемой из целевого бюджетного фонда социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. Инвестиционная программа 2004 года еще окончательно не рассмотрена и не принята окружным Собранием депутатов. Сегодня городскому хозяйству крайне важно получить для дальнейшего развития инженерной и социальной инфраструктуры средства в размере 138 миллионов рублей.
Большим достижением городских властей можно считать выделение жилищного строительства в отдельную строку в муниципальном бюджете. В 2004 году на эти цели планируется направить 55 миллионов рублей, из них 5 миллионов - на ипотечное кредитование.

О ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Особое внимание исполнительная власть города проявила к жилищной проблематике. И это вполне понятно. На сегодняшний день квартирный вопрос - один из самых острых и болезненных. Критическая масса в жилищной сфере накапливалась давно. Многие годы темпы жилищного строительства с трудом поддавались какой-либо оценке из-за их практического отсутствия. В городскую очередь на улучшение жилищных условий жители Нарьян-Мара вставали теперь уже в далекие семидесятые годы, но многие так до сих пор и не решили своих жилищных проблем. На сегодня на учете в городской администрации состоит более 2000 семей нарьянмарцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из них порядка 470 семей встали на учет в прошлом году.
Одним из актуальных аспектов жилищной проблематики является задача переселения жителей города из ветхого и аварийного жилфонда. По оценке специалистов, к категории ветхих и аварийных относится около 100 домов, в которых проживают 539 семей. Предварительные расчеты показывают, что для их расселения потребуется 600 миллионов рублей.
В 2003 году в администрации города появилась специально созданная рабочая группа. Активное участие в ее деятельности принимали не только городские специалисты, но и коллеги из окружной администрации, а также депутаты Нарьян-Марского городского Совета. В результате совместной работы был подготовлен проект целевой муниципальной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда города Нарьян-Мара в 2003 - 2007 годах». Данный проект предусматривает расселение в течение пяти лет 134 семей, проживающих в 26 домах муниципального фонда. По подсчетам специалистов, на эти цели потребуется более 127 миллионов рублей. Программа трудоемкая и финансово-затратная. Реализовать мероприятия данной программы собственными силами при сегодняшнем финансовом положении муниципального образования очень сложно. Для работы в этом направлении требуется не только добрая воля заинтересованных сторон, но и консолидация финансовых ресурсов городского, окружного и федерального бюджетов. При этом определенные сложности во
зникают из-за отсутствия нормативно-методической базы, в том числе и на уровне Российской Федерации.
Другая сложность - это отсутствие целевой региональной программы. К ее разработке окружные власти приступили в январе нынешнего года. Предложения мэрии, изложенные в муниципальной программе, теперь найдут свое отражение в целевой программе НАО. Вся необходимая информация с конкретными адресами домов и финансовыми расчетами в скором времени будет предоставлена для работы специалистам.
В 2003 году при поддержке депутата Государственной думы Артура Чилингарова городская администрация также обратилась в Госстрой России с инициативой участия в федеральных строительных программах. Был проведен ряд встреч и переговоров с руководством этой федеральной структуры. Цель одна (и у администрации города, и у исполнительной власти округа) - активизировать решение задач по обозначенной проблеме, привлечь к осуществлению окружной программы переселения, строительству жилья в городе и округе, развитию инженерной инфраструктуры федеральные средства.
Что касается сегодняшней картины расселения семей из аварийного и ветхого жилфонда, то в 2003 году из-за отсутствия реального источника финансирования удалось расселить за счет бюджетных средств только 8 семей нарьянмарцев. На это потребовалось более 5 миллионов рублей. Трудности реализации мероприятий по расселению ветхого жилфонда вызваны также высокими ценами на вторичном рынке жилья, отсутствием средств у граждан на доплату сверхнормативной площади, недостатком жилых помещений в муниципальной собственности.
Юрий Родионовский подчеркнул, что задача первостепенной важности, которую приходилось решать на протяжении трех последних лет, - это создание реальной жилищной базы.
Особо докладчик отметил те строительные объекты, работа на которых велась или была завершена в 2003 году за счет средств окружной инвестиционной программы. Освоение данной программы на городских объектах составило около 58%. Освоение могло быть и выше, но, к сожалению, в прошлом году не нашлось желающих участвовать в объявленных конкурсах на строительство 16-квартирного жилого дома в Новом поселке лесозавода, а также на разработку проектно-сметной документации для строительства нового учебного корпуса средней школы №2. В этом году конкурс будет объявлен вновь.
Основным достижением освоения прошлогоднего плана капитальных вложений мэр считает сдачу в эксплуатацию после реконструкции муниципальной бани №3. Он публично поблагодарил руководство и коллектив подрядной организации «Нарьян-Марстрой» за качественно выполненные работы, которые уже успели по достоинству оценить жители нашего города.
Из значительных объектов прошлогоднего плана были названы также трансформаторная подстанция в центральной части города, начало обустройства нового водозабора питьевой воды в Новом поселке лесозавода, где были пробурены 2 артезианские скважины, и к ним проложены электрические коммуникации. Большая работа была выполнена по переводу 20 жилых домов в Новом поселке на полное благоустройство.
Значительный фронт работ предусмотрен и в текущем году. Как было отмечено ранее, предложения городских властей оцениваются сегодня на сумму 138 миллионов рублей. Родионовский выразил надежду, что в самое ближайшее время инвестиционная программа будет утверждена Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, и в ней будут учтены все заявленные позиции. Среди них можно выделить строительство 16-квартирного дома в Новом поселке лесозавода, расширение и реконструкцию городских комплексных очистных сооружений, строительство внутридомовых и наружных сетей водопровода и канализации для перевода жилых домов в Новом поселке на полное благоустройство.
В инвестиционную программу нынешнего года заложено также финансирование таких общественно значимых строительных объектов, как здания для окружного краеведческого музея и окружной библиотеки. Проекты готовы, земельные участки под строительство уже отведены.
Среди строительных объектов, финансирование которых в этом году начнется за счет средств городского бюджета, можно выделить детский сад с бассейном в Центральном микрорайоне, пристройку спортзала к зданию школы №3, новое здание для школ №4 и №2, новое здание бани №1 по улице Первомайской, Дворец бракосочетаний. Все земельные участки для вышеперечисленных объектов определены. В ближайшее время на весь объем строительных работ будет объявлен конкурс на проектную документацию и строительство. Часть проектов уже готова. В настоящее время ведутся также переговоры с инвесторами и подрядчиками о строительстве бассейна и стадиона в Центральном микрорайоне.
В 2003 году на территории города Нарьян-Мара были введены в эксплуатацию 118 квартир акционерного общества «Нарьян-Марстрой» по улице Ленина, 29 и 29б общей площадью более 8 тысяч квадратных метров, пристройка к 100-квартирному жилому дому по улице Ленина, 23а, десять индивидуальных жилых домов общей площадью 950 квадратных метров, 14 торговых точек частных предпринимателей, 100 боксов гаражей. Из общественно значимых объектов был сдан в эксплуатацию в 2003 году корпус детского отделения окружной больницы, продолжилось строительство родильного дома, сдан в эксплуатацию цех детского питания акционерного общества «Вита», пристройка к Ненецкому отделению Сберегательного банка, из социально-бытовых объектов сданы в эксплуатацию химчистка и баня №3, в бане №1 произведен косметический ремонт, и в конце прошлого года она также была запущена в эксплуатацию.
В 2003 году отделом архитектуры администрации города были заключены договоры с проектными организациями на выполнение необходимого объема проектной документации. В частности, речь идет о проекте детальной планировки и застройки старой части центра города, проекте автодороги по улице Ленина, топосъемке и съемке подземных коммуникаций.
Докладчик отметил, что в последние годы интерес городского населения к строительству индивидуального жилья заметно возрос. В 2003 году администрация изыскала возможность удовлетворить просьбы более 70 граждан о выделении земли под строительство собственного дома. По прогнозам специалистов, в этом году эта цифра должна удвоиться.
В поисках решения сложной жилищной проблемы администрация города делает практические шаги по пути налаживания нормальных конструктивных отношений с нефтяными компаниями. В частности, некоторые из них уже участвуют в развитии городской инженерной инфраструктуры, кроме того, прорабатывается вопрос привлечения «Нарьян-Марнефтегаза» к реализации программы жилищного строительства.
Один из путей создания реальной жилищной базы - это активизация темпов жилищного строительства. Результат данной работы заметен уже сегодня. В настоящее время в Центральном микрорайоне (а это самый перспективный район в связи с развитой инженерной инфраструктурой) ведется строительство девяти многоквартирных жилых объектов. В ближайшие два-три года здесь будет сдано в эксплуатацию порядка тысячи заявленных ранее квартир.
Однако увеличение темпов строительства - не единственный выход. Юрий Родионовский считает, что наиболее перспективный и современный способ решения жилищной проблемы - ипотека. Администрация города связывает с ней большие надежды. Не секрет, что покупка жилья сразу и за полную стоимость для большинства жителей города малореальна. Вместе с тем, желающих покупать жилье в кредит с выплатами в течение 10 - 15 лет, с учетом, что процентная ставка банковского кредита будет погашаться из городского и окружного бюджетов, достаточно много. В нынешнем году появилась реальная возможность «запустить» ипотеку в городе. В местном бюджете на это выделено 5 миллионов рублей. Специалисты администрации изучили опыт ипотечного кредитования в других городах. В настоящее время в Нарьян-Маре создается фонд ипотечного кредитования. Если заработает ипотека - значит, уже в ближайшее время будут решены проблемы сотен горожан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Мэр справедливо заметил, что пока это первые шаги по пути решения сложнейшей задачи - обеспечения горожан качественным добротным жильем, отвечающим всем современным стандартам.

О РЕФОРМИРОВАНИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Сегодня как никогда жилищная проблематика тесно увязана с оптимизацией деятельности коммунальных служб города, повышением качества работы и предоставляемых услуг, максимальной концентрацией усилий коммунальщиков. Словом, как сказал докладчик, речь идет о реформировании жилищно-коммунального комплекса.
Чтобы представить масштабы проблемы, он напомнил следующие цифры. В муниципальном жилом фонде города Нарьян-Мара на 1 января 2004 года числится 474 дома, из них каждый пятый относится к категории ветхих и аварийных. Значительная доля жилого фонда имеет лишь частичное благоустройство. Процент домов с полным благоустройством составляет около 33, или одну треть от общего количества. В муниципальном жилом фонде проживает более 16 тысяч человек.
На обслуживании жилого фонда и оказании коммунальных услуг занято 12 предприятий различных форм собственности, из них 4 предприятия являются муниципальными. На теплоснабжении жилого фонда задействованы 21 котельная, из них 15 являются муниципальными. В системе муниципального ЖКХ действуют 2 станции биологической очистки сточных вод с суточной производительностью около 3 тысяч кубических метров. Водоснабжение жилого фонда обеспечивается за счет городского водозабора «Озерный» с фондом артезианских скважин общей суточной производительностью 5,5 тыс. кубических метров, а также с помощью 25 колодцев и колонок, расположенных в различных микрорайонах города. В системе городского ЖКХ эксплуатируется 54 километра теплотрасс, 40 километров водоводов, 23 километра канализационных коллекторов. Износ оборудования на производственных объектах коммунального хозяйства города Нарьян-Мара составляет 76%, износ сетей теплоснабжения - 70%, сетей водоснабжения и канализации - 42%.
Поддержание всего этого хозяйства в нормальном рабочем режиме требует немало усилий и больших финансовых затрат. Доля расходов городского бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» к общему объему бюджетных средств в 2003 году составила более 34%, или порядка 200 миллионов рублей. Исполнение по данному разделу на уровне исполнения бюджета в целом - около 82%.
В 2003 году в службу заказчика поступило более 1200 заявок от жильцов муниципального фонда на ремонт общестроительных конструкций и внутридомовых инженерных сетей. Из них было выполнено 1030 заявок, или почти 85%. Оставшаяся часть будет выполнена в летний период в связи с сезонными особенностями ремонтных работ.
По разделу «Капитальный ремонт» в жилом фонде в 2003 году были произведены следующие общестроительные работы: отремонтировано 32 квартиры в разных микрорайонах города, выполнены работы по замене шиферной кровли по 4 адресам, заменена мягкая кровля на одном из пятиэтажных панельных домов, отремонтировано 12 вентиляционных труб, цоколи фундаментов трех домов, осуществлены другие виды ремонтов.
По разделу «Капитальный ремонт инженерных сетей» в муниципальном жилфонде в 2003 году был выполнен следующий объем работ: отремонтирована система центрального отопления и горячего водоснабжения с заменой труб и радиаторов в 12 жилых домах, заменены трубопроводы холодного и горячего водоснабжения по двум адресам, еще по двум адресам начаты строительные работы по устройству канализационных сетей, заменено 92 газовых котелка, установлено еще 8 газовых котелков с устройством системы отопления, заменено 85 газовых плит, установлено 76 газовых счетчиков в квартирах престарелых и малоимущих граждан, заменена электропроводка в 25 квартирах.
Кстати, администрация города оказывает адресную социальную помощь населению Нарьян-Мара по программе социальной поддержки малообеспеченных граждан на проведение косметических и капитальных ремонтов в квартирах и домах, газификацию жилого фонда. По итогам прошлого года на эти цели было выделено из городского бюджета 600 тысяч рублей. Адресной помощью воспользовались 172 нарьянмарца. На 2004 год по этой статье запланированы средства в размере 840 тысяч рублей.
В 2003 году по линии капитального ремонта инженерной инфраструктуры муниципальными коммунальными предприятиями был выполнен значительный объем работ по замене подземных сетей тепло - и водоснабжения. Было заменено 17 участков совместной прокладки общей длиной более чем 7 тысяч погонных метров. Кроме того, в муниципальной котельной №2 был смонтирован новый котел, а на площадке котельной №7 пробурена и запущена в работу артезианская промышленная скважина. В 2004 году также планируется заменить порядка 7 километров магистральных теплотрасс и 1,5 километра водопроводных сетей, произвести монтаж 4 новых котлов в муниципальных котельных №1 и №7.
Несмотря на все эти показатели, состояние жилищно-коммунального комплекса, как подчеркнул докладчик, остается крайне тяжелым. Разумеется, проблемы ЖКХ появились не сегодня и не вчера, и даже не три года назад: они накапливались десятилетиями. Коммунальные предприятия на протяжении многих лет в связи с хроническим недофинансированием отрасли, а также неправильно расставленными приоритетами в экономической политике государства, как снежный ком, обрастали производственными проблемами и налоговыми обязательствами. Данная ситуация характерна не только для нашего города и округа, но и в целом для России. Исправить ее может только грамотно проводимая реформа жилищно-коммунального хозяйства.
Первые шаги в этом направлении обозначили не только всю серьезность проблем, связанных с реформированием предприятий ЖКХ, но и доказали актуальность темы. Без реализации мероприятий проводимой реформы невозможно ликвидировать накопленную задолженность муниципальных коммунальных предприятий, обновить основные фонды коммунальных объектов, модернизировать их на основе ресурсосберегающих технологий, обеспечить населению требуемое качество жилищно-коммунальных услуг.
Федеральные нормативные акты по проблемам реформирования ЖКХ предполагают перейти на новую экономическую модель жилищно-коммунального комплекса, направленную на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли. Конечный результат - повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания.
Администрацией Ненецкого автономного округа в 2003 году была разработана окружная программа реформы жилищно-коммунального хозяйства на период до 2010 года. К сожалению, эта программа пока еще не утверждена региональными органами власти. По многим параметрам она отражает проблематику муниципального хозяйства окружной столицы. Без плана скоординированных действий на уровне Российской Федерации и на уровне Ненецкого автономного округа вряд ли удастся разрешить все проблемы жилищно-коммунального хозяйства в отдельно взятом муниципальном образовании. Здесь необходимо учитывать финансовую затратность мероприятий для выполнения поставленной задачи.
Исходя из этого, поставлена задача в - 2004 году разработать и утвердить собственную муниципальную программу реформирования коммунального хозяйства. Предполагается, что эта программа будет краткосрочной и рассчитанной на два года - 2004 и 2005-й. В рамках реформы ЖКХ предлагается подразделить мероприятия муниципального жилищно-коммунального комплекса на три основные составляющие: организационные, экономические и технические мероприятия.
В организационных мероприятиях предусматривается совершенствование структуры управления ЖКХ. К этому этапу городская администрация приступила еще в 2002 году и продолжила работу по всем направлениям в течение всего прошлого года. Речь идет о перераспределении и закреплении видов коммунальных работ по четко обозначенной специализации муниципальных предприятий, а также о конкурсном отборе подрядных организаций для выполнения муниципального заказа.
В частности, для удобства обслуживания сетевого хозяйства города водоканализационный участок вместе с инженерной инфраструктурой был передан из МУП «Нарьян-Маргоркомсервис» в ПОК и ТС. Таким образом, с начала прошлого года внутренними и наружными сетями тепло- и водоснабжения на территории города занимается единое специализированное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей. Здесь создана объединенная диспетчерская служба, контролирующая эксплуатацию всех сетей тепло- и водоснабжения муниципального образования. В результате данной реорганизации произошло снижение себестоимости предоставляемых услуг, повысилась заработная плата работников предприятия, улучшилась организация труда, повысился контроль за производственным процессом.
Вторым шагом на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства стала передача в 2003 году специального коммунального транспорта из Нарьян-Маргоркомсервиса - специализированной организации - Нарьян-Марскому автотранспортному предприятию. Благодаря наличию на АТП производственно-ремонтной базы, штата квалифицированных специалистов, централизации на одном предприятии широкого спектра автотранспортных услуг - повысилось качество обслуживания населения, улучшился контроль за содержанием муниципальных дорог и вывозом мусора.
Перераспределение функций между муниципальными предприятиями было детально продумано с точки зрения экономической и хозяйственной целесообразности. Акцент был сделан на функциональную специализацию предприятий коммунальной сферы. Учитывался также и анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий за 2002 год. По итогам 2002 года деятельность муниципального унитарного предприятия «Нарьян-Маргоркомсервис», в отличие от других предприятий отрасли, балансовой комиссией администрации города была признана неудовлетворительной.
По расчетам специалистов, уменьшение степени многопрофильности коммунальных услуг и взятый курс на функциональную специализацию предприятий позволят руководству и коллективу муниципального предприятия «Нарьян-Маргоркомсервис» сосредоточить свои усилия на качестве предоставляемых услуг.
С сентября 2003 года за предприятием «Нарьян-Маргоркомсервис» закреплены следующие специализированные коммунальные услуги: эксплуатация и текущий ремонт муниципального жилфонда, содержание городской свалки, банные услуги, услуги химчистки и прачечных, ритуальные услуги, содержание кладбищ и отлов бродячих собак.
Глава городской администрации отметил: для того, чтобы поднять предприятие на новый качественный уровень хозяйствования, требуется время и решение вопроса о погашении большого объема кредиторской и дебиторской задолженности, накопившейся у предприятия с середины 90-х годов.
Хотелось бы особо подчеркнуть: муниципальная программа реформирования ЖКХ предусматривает реструктуризацию и ликвидацию большей части накопленной кредиторской и дебиторской задолженности коммунальных предприятий. Инвентаризация обоих видов задолженности была проведена летом 2003 года. По итогам ревизии было принято решение частично погасить кредиторскую задолженность ПОК и ТС из средств городского бюджета в 2004 году. Также направлены обращения в Государственную думу по реструктуризации задолженностей коммунальных предприятий по налогам в федеральный бюджет.
В 2003 году, согласно плану мероприятий реформирования коммунального хозяйства, городской службой заказчика по жилищно-коммунальным услугам и строительству подготовлена конкурсная документация на основные виды коммунальных услуг. Всего - 22 лота. Предусмотрено проведение конкурсов по обслуживанию жилфонда, его капитального ремонта, реконструкции инженерных сетей, составлению проектно-сметной документации, работам по благоустройству и т. п.
На сегодня, как сказал Ю. Родионовский, по данным общероссийской статистики, Ненецкий автономный округ остается единственным субъектом Российской Федерации, где реформа ЖКХ в 2003 году осуществлялась за счет местных бюджетов, а не за счет населения. В отличие от других регионов страны, в НАО и городе Нарьян-Маре проводится политика плавного увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Необходимо подчеркнуть, что сдерживать увеличение доли платежей населения в общем объеме коммунальных затрат крайне сложно. В первую очередь, по экономическим соображениям. Ни для кого не секрет, что сегодня муниципальный бюджет вынужден нести многомиллионные затраты на содержание семей с высоким уровнем достатка, имеющих возможность без ущерба для семейного бюджета оплачивать реальную стоимость коммунальных услуг самостоятельно. Доля таких семей в Нарьян-Маре увеличивается с каждым годом. Социальная помощь должна, на взгляд мэра, быть строго адресной и предназначаться для малообеспеченной категории населения в виде целевых субсидий на оплату жилья. В 2003 году такими субсидиями воспользовались 80 семей нарьянмарцев, или 1,5 процента населения, проживающего в муниципальном жилом фонде. Почему-то горожане не проявляют активности в данном вопросе и упускают свое законное право на получение бюджетных дотаций. Глава города также отметил, что задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг остается вы
сокой. На конец прошлого года она составила около 8,5 миллиона рублей. На эту сумму город мог бы приобрести и установить порядка двух десятков детских городков и игровых площадок или отремонтировать 10 километров магистральных теплосетей.

О ЦЕЛЕВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ
Эффективная деятельность любого муниципального образования в современных условиях хозяйствования невозможна без анализа социально-экономического положения и четкого планирования на ближайшую и долгосрочную перспективу. Программный подход на пути решения задач социально-экономического развития города Нарьян-Мара находит все более серьезное отражение в деятельности ее администрации. Целевые программы экономической направленности позволяют не только расставить приоритетные направления в решении злободневных проблем, но и сконцентрировать на их реализации финансовые, организационные и человеческие ресурсы. На сегодняшний день речь идет о трех целевых муниципальных программах, которые были разработаны и утверждены в 2003 году совместно с депутатами городского Совета. Это «Газификация города Нарьян-Мара», «Реконструкция автомобильных дорог» и «Организация развития общественного транспорта». Данные программы рассчитаны на период с 2003 по 2007 год. Общий объем финансирования мероприятий вышеназванных программ - 216
миллионов рублей.
В 2003 году по программе газификации жилого фонда были выполнены работы по газификации 3-х жилых муниципальных домов, 27 квартир, впервые смонтированы системы отопления еще в 8 квартирах. Все перечисленные работы были оплачены из средств городского бюджета. Также в прошлом году выполнялись работы по газификации усадебных домов частного жилого сектора. Оплата этих работ производилась из средств Пенсионного фонда, фонда управления социальной защиты округа и городского бюджета. Полностью были газифицированы 8 частных домов, где проживают семьи пенсионеров и инвалидов. В летний период текущего года подрядная организация - Нарьян-Марская экспедиция разведочного и эксплуатационного бурения - выполнит необходимый объем муниципального заказа на газомонтажные работы в 23 частных домах. Также в этом году планируется газифицировать, установить газовые котлы и смонтировать систему отопления в 24 квартирах муниципального фонда. Все эти работы будут оплачены из городского бюджета. Летом текущего года планируется завершить
и строительные работы по газификации частных усадебных домов в микрорайоне старого аэропорта. Предстоит добиться также выделения средств из окружной инвестиционной программы на монтаж-прокладку газопровода высокого давления через водную преграду - Качгортскую курью - взамен изношенных труб. Это чрезвычайно важный объект для нашего города, поскольку от него зависит надежность снабжения газом городской электростанции.
Говоря о программе «Реконструкция автомобильных дорог», мэр города отметил не только объемы выполненных работ за отчетный период, но и масштабы поставленных задач. На балансе муниципального образования «Город Нарьян-Мар» - более 36 километров муниципальных дорог. Учитывая значительное увеличение числа транспортных средств на территории города и, как следствие, рост нагрузки на автомобильные дороги, появилась настоятельная необходимость наверстать отставание, возникшее за последнее десятилетие в содержании и капитальном ремонте муниципальных дорог. Именно поэтому в 2003 году было принято решение - многократно увеличить показатели капитального ремонта городских дорог.
Силами дорожно-эксплуатационного предприятия №266 было полностью заменено дорожное покрытие на муниципальных дорогах общей площадью более 12,5 тысячи квадратных метров вместо запланированных 2, 5 тысячи, что составило 538% к плану 2003 года. Сумма освоенных средств - 13 миллионов 427 тысяч рублей. Ремонтные работы проводились по улицам Авиаторов, Октябрьская, Пионерская, Выучейского, переулку Рыбацкий.
Расчеты и практика показывают, что ежегодная минимальная потребность в капитальном ремонте дорожного покрытия составляет 3,5 тысячи квадратных метров, в денежном выражении - 3,5 миллиона рублей. В 2004 году намечается выполнить ремонт дорожного покрытия по улицам Ненецкая, 60 лет СССР, а также ямочный ремонт дорог по улицам Первомайская, 60-летия Октября, Рабочая, Хатанзейского. Администрация города рассчитывает, что комитет по управлению дорожным хозяйством НАО изыщет необходимые суммы для ремонта городских дорог, так как они тоже требуют серьезного к себе внимания.
Большое значение исполнительная власть города придает и развитию на территории города Нарьян-Мара системы общественного транспорта. Перечень выполнения мероприятий данной программы в течение пяти лет предусматривает финансирование в размере 66,5 миллиона рублей. На сегодняшний день Нарьян-Марскому автотранспортному предприятию требуется 6 новых автобусов, 4 единицы специальной техники, серьезная реконструкция производственной базы. Освоение программы в 2003 году составило около 40% от плановых показателей. Низкий уровень реализации мероприятий 2003 года был вызван объективными причинами. В прошлом году Нарьян-Марскому АТП была передана часть функций горкомсервиса, а именно: содержание городских дорог, в том числе, в зимний период, а также вывоз сухого мусора и жидких нечистот. В 2003 году для укомплектования парка специальной техники для автотранспортного предприятия были приобретены 6 единиц новых транспортных средств: экскаватор, дорожный грейдер, тракторы колесные, многофункциональные коммунально-строитель
ные машины. Для производства дорожно-ремонтных работ, работ по опрессовке трубопроводов горячей и холодной воды, для обработки артезианских скважин был также приобретен передвижной дизельный компрессор. Сумма затрат на приобретение специальной техники составила 4 миллиона 600 тысяч рублей.
Укомплектование новой специальной техникой, а также наличие серьезной производственно-ремонтной базы, позволило предприятию в эту зиму эффективно очищать муниципальные и внутридомовые территории от снега, вывозить снег за пределы города, повысилось также качество уборки территории улиц от мусора. Нарекания от населения, конечно, еще поступают, но они, в отличие от предыдущих лет, стали менее острыми.
В прошлом году автобусный парк АТП новыми машинами не пополнялся, за исключением существующей договоренности с правительством Москвы о передаче Нарьян-Мару нового автобуса ЛИАЗ.

О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ И ОЗЕЛЕНЕНИИ ГОРОДА
Особо докладчик уделил внимание мероприятиям, проведенным в 2003 году по благоустройству и озеленению территории города. В прошлом году был рассмотрен проект программы «Благоустройство и озеленение территории города Нарьян-Мара в 2003 - 2007 годах». Рабочий вариант программы готов, но пока он не согласован с депутатами городского Совета. Тем не менее, многие мероприятия по благоустройству и озеленению города осуществлялись не только прошлым летом, но и в предыдущие годы. Отдельные мероприятия экологического направления проводились за счет средств окружной экологической программы. Итак, что было сделано в этом направлении в летне-осенний период?
Был выполнен большой объем работ по очистке центральных улиц города, площадей и дворовых территорий от скопившегося хлама и мусора. На уборке было задействовано две механизированные бригады, а также учащиеся городских школ по программе летнего трудоустройства подростков. Эта трудоемкая работа проводилась по специально обозначенным городским секторам. Было разобрано 63 внеплановых строения во дворах муниципального жилфонда, на городскую свалку вывезено более 4 тысяч кубометров мусора, что превышает аналогичный показатель 2002 года в 3 раза.
В рамках мероприятий по благоустройству 2003 года вдоль пешеходной части улицы имени Выучейского был уложен бордюрный камень и выложен тротуар из декоративной плитки размером 200 квадратных метров. Проведены работы по благоустройству дворового квадрата по улице Ленина, 27. Здесь забетонированы пешеходные дорожки и установлены скамейки. В этом же дворе разбиты газоны и посеяны травы.
По программе благоустройства для перевода уличного освещения на безопасный вид светильников (взамен ртутных газоразрядных ламп) было закуплено и установлено 100 светильников с безопасными натриевыми лампами. Их легко можно различить по красноватому или оранжевому свету.
В 2003 году по программе озеленения в Нарьян-Мар завезено 40 килограммов семян различных трав. Были разбиты газоны и посеяны травы у ресторана «Север» и по улице Полярной. У обелиска Победы, памятника Ивану Выучейскому, по улицам Смидовича и Ленина были разбиты 10 клумб-цветников. На дворовых территориях города и территориях общеобразовательных учреждений были высажены черенки ивы кудрявой в количестве 2 тысяч штук; на территории сельскохозяйственной станции была создана фитокомпозиция и разбит питомник. Еще один питомник был устроен в тепличном комбинате «Солнышко», где было высажено порядка 2,5 тысячи саженцев ясеня, амурской ели, клена, алтайской лиственницы, калины, акации, смородины и жимолости. После акклиматизации все эти саженцы будут высажены на улицах города.
Не все намеченные в 2003 году работы по озеленению города удалось выполнить. Причина - отсутствие в Нарьян-Маре плодородного грунта. Перевозка его из сельской местности получается крайне дорогостоящей и трудоемкой. Целесообразнее плодородный грунт производить на месте, для чего в настоящее время в тепличном комбинате «Солнышко» строится цех почвенных смесей. С его пуском в эксплуатацию работы по озеленению города будут идти усиленными темпами.
Всего на работы по благоустройству и озеленению в 2003 году из городского бюджета и экологического фонда было выделено 3,5 млн. рублей.
В 2004 году работы по благоустройству и озеленению будут продолжены. Планируется высадить порядка 500 деревьев и кустарников, разбить газоны на песчаных площадях общим размером около 1,5 тысячи квадратных метров; а также оградить существующие газоны узорчатыми металлическими ограждениями, которые уже доставлены в Нарьян-Мар.

ОБ УКРЕПЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Юрий Родионовский отметил, что администрация города Нарьян-Мара придает развитию материально-технической базы учреждений образования особое значение. На территории город отвечает за обеспечение учебного процесса в 18 образовательных учреждениях, в которых сегодня воспитываются и получают знания порядка 4,5 тысячи детей и работают более тысячи педагогов, воспитателей и технических работников. Эти цифры говорят сами за себя: в системе городского образования задействовано более 20% населения Нарьян-Мара. Не случайно почти 36% расходной части городского бюджета приходится на раздел «Образование». В прошлом году на нужды образовательных учреждений было израсходовано из городской казны более 200 миллионов рублей.
В 2003 году в учреждениях образования были проведены все запланированные текущие и капитальные ремонты. Докладчик сказал о двух серьезных проектах, которые были воплощены в жизнь в прошлом году. Речь, в первую очередь, идет о строительстве и запуске в эксплуатацию автономной котельной в школе №6 поселка Искателей. Многие годы здесь не решалась проблема с обеспечением теплом, педагоги и учащиеся мерзли, отменялись занятия, а коммунальные службы поселка лишь разводили руками да проводили текущие ремонты, за которые потом выставляли нам немалые счета. В администрации города было принято довольно смелое решение - построить для школы автономную котельную. Оно было воплощено в жизнь к началу нового учебного года. Одновременно с запуском котельной во всей школе поменяли всю внутреннюю систему отопления, произвели косметический ремонт. Теперь в школе тепло. Серьезная проблема, существовавшая на протяжении многих лет, снята с повестки дня. Ремонт системы отопления в 2003 году проводился также в 3-х детских дошкольных
учреждениях и во всех городских школах.
Еще один серьезный прошлогодний проект - это окончание работ по реконструкции Центра развития ребенка №1. В 2003 году это дошкольное учреждение было реконструировано и переведено на полное благоустройство. Здесь был построен и введен в эксплуатацию бассейн. Внутренняя отделка здания отвечает современным стандартам.
Летом прошлого года по плану благоустройства территорий дошкольных и школьных учреждений была произведена замена ограждений в школе №4, детском саду №55 и Центре развития ребенка №1. В этом году будут также проведены необходимые работы в школе №2.
В прошлом году по заявкам образовательных учреждений, таких, как школы №1, 2 и 6, детские сады №13, 62, 55, 11, Центр развития ребенка №1, было приобретено необходимое оборудование для школьных столовых и кухонных блоков дошкольных учреждений.
Достаточно большой объем финансовых средств в 2003 году из городского бюджета был выделен на укрепление учебной и материально-технической базы детских и образовательных учреждений. Так, для начальных классов школы №1 было закуплено 60 удобных комплектов ученической мебели, 20 современных школьных досок, обновлена материальная и компьютерная база автомобильного класса, который на сегодняшний день отвечает всем современным требованиям обучения. Для школы №6 были приобретены 600 ученических стульев и мягкий комплект стульев для актового зала, а для школы №3 - 26 комплектов ученической мебели. Закуплена новая специальная мебель и для Центра развития ребенка №2, школы-сада поселка Факел и многих других учебных заведений.
Для учреждений образования приобретались в 2003 году видеоаппаратура, магнитофоны, множительная техника, наглядные пособия и учебники. На приобретение учебников, наглядных пособий и игрушек из средств городского бюджета было израсходовано более 3-х миллионов рублей.
Глава администрации напомнил, что год от года растет процент поступления выпускников школ в высшие и средние учебные заведения. Нарьян-марские школьники по сумме и качеству знаний ни в чем не уступают столичным сверстникам.
Подводя итоги деятельности администрации по другим направлениям, мэр отметил большой комплекс мероприятий, связанных с реализацией спортивной политики. В минувшем году в городе было проведено 55 различных спортивных мероприятия. Администрации удалось придать второе дыхание спортивно-массовой работе в городе.
Не меньше положительных результатов удалось достичь в сфере культуры, в молодежной и детской тематике. Всего в городе состоялось более 130 мероприятий культурно-массового характера.
В заключение доклада Ю. Родионовский подчеркнул, что, несмотря на весь масштаб перемен, создан лишь плацдарм для решительного поворота в социально-экономическом развитии города. Наступил новый период - период работы над созданием условий для перехода к новому качеству жизни наших людей. Это непростая задача. Она потребует и большого напряжения, и политической воли, и совместных усилий. В нашем заполярном городе, в экстремальных условиях Крайнего Севера взаимопомощь, поддержка, соучастие имеют особое значение. Мэр поблагодарил руководителей производственных коллективов, организаций за понимание и конкретный вклад в совместное решение общегородских проблем. Он также выразил уверенность, что вместе нам многое по силам. Результаты прошедшего года дают основания сказать: мы сможем достичь положительной динамики по всем направлениям работы.

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2004, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru