Няръяна вындер
№20 (18566), понедельник, 14 февраля 2005 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
• Лауреатами стали все

• Счастье - быть рядом с любимой

• Не живем, а выживаем

• Трагедия в Баренцевом море: новые факты

• История в событиях и лицах

 К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 
Трагедия в Баренцевом море: новые факты

17 августа 1942 года в результате нападения немецкой подводной лодки погибли буксирный пароход «Комсомолец» и баржи «ПЗ» и «ПУ».
Мне пришлось познакомиться со многими газетными статьями об этих событиях, в которых я постоянно находил противоречия. Трудно было найти истину в названиях погибших судов и количестве присутствующих на них пассажиров. Некоторые источники утверждали, что на баржах находилось триста человек, другие писали - более семисот. Мне же неоднократно приходилось слышать как во время, так и после войны, что на баржах находилось по триста человек на каждой. Надеюсь, что данной статьей мне удастся разрешить некоторые противоречия.
16 августа 1967 года в статье «Последний рейс», опубликованной в газете «Няръяна вындер» (автор А. Рочев) говорится, что в результате нападения подводной лодки на караван судов буксирный пароход «Комилес», баржи «ПЗ» и «ПУ» были потоплены, а поврежденный пароход «Комсомолец» выбросился на мель. Пароход «Норд» сумел уйти в Хабарово. Погибло 305 человек.
17 августа 1972 года (газета «НВ» № 164) в статье «Это случилось тридцать лет назад» капитан Нарьян-Марского морского порта В. Попов пишет: «Пароход «Вытегра», вышедший из Архангельска во второй половине июля 1942 года с грузом для порта Амдерма и пункта Хабарово, был вынужден выброситься на берег в районе Табседы, преследуемый немецкой подводной лодкой. Для спасения груза и судна руководством Северного морского пароходства была организована спасательная экспедиция. Чтобы разгрузить «Вытегру», по специальному распоряжению начальника Северного морского пароходства из Нарьян-Марского морского порта были направлены портовые буксиры «Комсомолец» и «Норд» с несамоходными баржами «ПЗ» и «ПУ». Руководство операцией было возложено на капитана морского порта А.С. Козловского».
Буксирный пароход «Норд» был приписан к Архангельскому морскому порту. Каким же образом он оказался в составе спасательной экспедиции? «Норд» с мая 1942 года был сдан в аренду в Хабарово. 3 июля 1942 года он пошел в Печору с баржой «ПУ» на буксире и с пассажирами в количестве 540 человек.
Конечно, хотелось бы знать социальный состав пассажиров, возраст, конечный пункт поездки. Почему они в таком количестве в военное время оказались не на пассажирском или грузовом судне, а на барже - без боевого охранения, без вооружения...
«30 июля караван судов прибыл в Табседу, и экипажи судов приступили к разгрузке «Вытегры», - пишет В. Попов. - 4 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с гружеными баржами вышли из Табседы в Амдерму, куда прибыли 8 августа и приступили к частичной выгрузке. После Амдермы караван направился в Хабарово, куда прибыл уже 10 августа и был успешно разгружен. 16 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с баржами «ПЗ» и «ПУ», на которых были люди (по 300 человек на каждой), вышли в Нарьян-Мар.
...17 августа всплыла вражеская подводная лодка и начала варварский обстрел судов. Была пробита труба «Комсомольца», перебит штуртрос, получена пробоина в корпусе. Видя безвыходность положения, «Комсомолец» выбросился на мель в районе Матвеева острова в Болванской губе Баренцева моря.
Буксирный пароход «Норд», оставив свою баржу «ПЗ» и спасательные шлюпки, форсированным ходом ушел в Хабарово для сообщения военному командованию о нападении фашистской подводной лодки на караван».
Караван не имел на вооружении ни пушек, ни пулеметов.
Вот что пишет в статье «Имя палача известно» («НВ» от 1 августа 1979 года) писатель Владимир Беляев: «А теперь более точные данные о потопленных буксирах и баржах. В 7 часов 10 минут 17 августа 1942 года по приказу Генриха Бродды к западу от пролива Югорский шар его подчиненные уничтожили артиллерийским огнем буксир «Норд» («Комилес»). Из тех же орудий они потопили баржу «ПЗ»...
«В 8 часов 10 минут был затоплен буксир «Комсомолец». Оставалась на плаву баржа «ПУ». В 9 часов 20 минут по приказу Генриха Бродды субмарина V-209 выпустила в баржу торпеду».
«...19 мая 1943 года подводная лодка V-209 покинула Арктику и вышла на север Атлантического океана. Ее настигли к юго-востоку от мыса Фареуэлл союзные (английские) фрегаты «Джед» и «Сеннен». Глубинными бомбами моряки забросали лодку, и Генрих Бродда со своим экипажем остались на дне», пишет Беляев.
Как выяснилось, буксирный пароход «Норд» и теплоход «Комилес» - два разных судна. Во время трагедии теплоход «Комилес» находился в рейсе Архангельск-Англия - Архангельск.
«10 августа 1942 года началась погрузка судна, и 21 августа теплоход прибыл в Лох-Ю».
В донесении своему военному командованию (с 1936 года всеми подводными силами фашистской Германии командовал гросс-адмирал К. Дениц, с 1943 года главнокомандующий ВМФ. Активный участник разработки планов мирового господства, сторонник неограниченной подводной войны. Военный преступник. Осужден Нюрнбергским трибуналом) Генрих Бродда лукавил. Пароход «Норд» не был потоплен 17 августа 1942 года.
В вахтенном журнале диспетчерской Северного государственного морского пароходства (позиция судов) имеется запись от 10 октября 1942 года о прибытии парохода «Норд» в Архангельск (Кр. Пристань) и о постановке его на ремонт в мастерские пароходства на Моисеевом острове.
В госархиве Архангельской области палубного журнала парохода «Норд» с июля 1942 по март 1943 года не имеется, так что документально установить количество пассажиров, погибших во время трагедии, не представляется возможным. Думаю, что В. Попов, назвав количество пассажиров в 300 человек на каждой барже, пользовался какими-то материалами. Он указал в статье точные даты движения каравана по маршруту на основании документов.
Нет ничего удивительного в том, что в госархиве Архангельской области нет палубного журнала парохода «Норд» за вышеуказанный период. Видимо, он был изъят для расследования трагедии и где-то в другом месте приобщен к делу. Возможно, использовался для предъявления обвинений военным преступникам.
В заключение хотелось бы поблагодарить директора Архангельского областного госархива Н.А. Шумилова, начальника отдела публикаций и использования документов Т.А. Санакину, сотрудника П.Е. Дашличину за отзывчивость и кропотливость.
Василий ХАБАРОВ

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2005, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru