Няръяна вындер
№43 (18588), понедельник, 28 марта 2005 г.  НОВОСТИ   АРХИВ   КОНТАКТЫ 
 В НОМЕРЕ 
• Семейные ценности Матвеевых

• Мы скажем «БРАВО» Собранью НАО

• В Москву, на съезд

• И учеба, и обмен опытом

• Арестован за сомнения...

• Барды, на сцену!

• Виктория - чемпион!

• Трагедия в Баренцевом море: полная версия

• Без вести пропавший

• С премьерой, «Улыбка»!

• «Победа - одна на всех»

 Возвращаясь к напечатанному 
Трагедия в Баренцевом море: полная версия

14 февраля 2005 года в газете «Няръяна вындер» была напечатана статья В.П.Хабарова «Трагедия в Баренцевом море: новые факты». Об этой трагедии, случившейся 17 августа 1942 года, написано множество статей и очерков в разные годы и везде приводятся разные данные о количестве погибших и спасенных, а также о потопленных из этого каравана судах. Я же хочу разъяснить ситуацию с буксирным пароходом «Комилес» и попробую дать полную картину трагедии, основываясь на архивных данных и литературных источниках.
Да, действительно В.П. Хабарову на его запрос пришел ответ из Архангельского архива о том, что пароход «Комилес» во время этой трагедии находился в Англии. Все дело в том, что это было совсем другое судно, но с тем же названием - «Комилес». Согласно архивных данных и данных справочников и книг, пароход «Комилес» прибыл в составе 13-ти судов из Дальневосточного пароходства на север в 1942 году Северным морским путем. Это было крупнотоннажное судно с немалым экипажем, и к тому же имело вооружение. 17 августа 1942 года в составе каравана был потоплен небольшой буксирный пароход «Комилес». По всей вероятности, он принадлежал Печорскому лесозаводу, который до 1942 года находился в подчинении системы «Комилеса» и в дальнейшем был передан в Наркомат рыбпрома. Это был старенький буксир, он, видимо, давно трудился на территории Печорского порта. Ветеран округа П.М. Спирихин вспоминает такой случай. В 1933 или в 1934 году глубокой осенью случился пожар - загорелся тогдашний Клуб моряков. В тушении пожара принимал участ
ие буксирный пароход «Комилес», благодаря которому удалось отстоять здание клуба, сгорела только крыша. С судна были брошены два пожарных рукава и судовым насосом подавалась вода. Пока нет данных, каким образом буксир оказался в Хабарове, но то, что он был неисправен, подтверждается документами.

* * *

«КОМИЛЕС» - букс. пароход.
Дата и место гибели - 17.08.42, Печорское море, у острова Матвеев, 69°30' с.ш., 58°32' в.д.
Караван небольших невооруженных судов в составе бук. п/х «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой «П-4» и лихтером «Ш-500») на буксире и бук. п/х «Норд» с неисправным бук. п/х «Комилес» на буксире, следовал из Хабарова в Нарьян-Мар без охранения. На судах находилось несколько сот. рабочих и строительные грузы. Немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибло 305 чел., в том числе капитан порта Нарьян-Мар А.С. Козловский. Уцелевший бук. п/х «Норд» после ухода подводной лодки спас 20 чел.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-220; Боевая летопись [4], с. 65; Вайнер Б.А. [6], с. 187; Пузырев В.П. [26], с. 57; Материалы музея истории Архангельского порта; Kolшег I. [43], 3.199.
Источник:
«Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

* * *

В нашем краеведческом музее также есть много документов об этой трагедии. Совсем недавно издана книга А.А. Сергеева «Германские подводные лодки в Арктике. 1941-1942 год». Книга основана исключительно на документах. Эти документы до сих пор нигде не публиковались. Огромное спасибо директору музея Е. Г. Меньшаковой за предоставление этой информации. Я считаю, что это очень интересные факты. Напомню, что автор ссылается на следующие документы: БУНДЕСАРХИВ RM 98/413 KTBU-209 19.08.1942 г. ОЦВМА фонд 12, дело 6580, листы 494-495.

* * *

Итак, 16 августа 1942 года около полуночи из поселка Хабарово в Нарьян-Мар, без согласования с командиром Северного Отряда БВФ капитаном 1 ранга Н.П. Анниным, вышла группа кораблей, принадлежавшая Наркомату внутренних дел. В ее состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а «Комсомолец» - баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя» и предназначались для работ на объекте НКВД № 300. Вышеперечисленные суда направились в Нарьян-Мар без охранения, несмотря на наличие информации о действиях германских подводных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62. Подобные переходы уже практиковались как Северным морским пароходством, так и организациями Наркомата внутренних дел. И в большинстве случаев командование Беломорской военной флотилии об этих переходах ничего не знало.
До утра плавание проходило спокойно. «Комсомолец» с баржей П-4 возглавлял колонну, двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстоянии следовал «Норд».
17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, вблизи него всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру.

* * *

В качестве первой цели для атаки Бродда (Генрих Бродда - командир ПЛ U-209) выбрал баржу П-4. К 7.00. она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней заключенные и охранники, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались в качестве форменной одежды как в советских концлагерях, так и в действующей армии.
Пока U-209 была занята расстрелом баржи, «Комсомолец» отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен, и лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий 88-миллиметровыми снарядами буксир загорелся и, как показалось германским подводникам, затонул.
Разделавшись с «Комсомольцем», Бродда решил добить баржу П-4. В 07.10. с дистанции 600 метров по ней была выпущена торпеда, которая из-за технической неисправности в цель не попала. Таким же безуспешным оказался и второй выстрел, произведенный в 07.15. Проверка торпедных установок не внесла ясности в произошедшее. Согласно им торпеды неминуемо должны были угодить в среднюю часть корпуса баржи, но по непонятным причинам этого не случилось.
В 07.20., бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана. К этому времени буксир "Норд", принятый немцами за сторожевик, успел отвести «Комилес» и лихтер Ш к острову Матвеев, поставив их на якорь в восьмистах метрах от берега. Затем он отдал буксирный канат и, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар.
В 08.00. U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила «Комилес» артиллерийским огнем. Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. К счастью, расстояние до него было не очень большим, и многим морякам удалось это сделать. Затем наступила очередь лихтера Ш, груженого углем. В 08.05. Бродда выпустил по нему торпеду с расстояния всего 300 метров, но, как и в первых двух случаях, в цель она не попала. Не слышали на лодке и взрыва, хотя позади атакованного судна находилась отвесная скала.

* * *

Чтобы добить противника, подводникам пришлось в 08.10. снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.
В 08.15. подлодка повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 08.31. лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров, Бродда в 09.20. выпустил торпеду из аппарата № 4. На этот раз она сработала нормально, отправив злополучное судно на дно.
В 09.51. U-209 всплыла в надводное положение. Волнение моря увеличилось до двух баллов, и пошел небольшой дождь. Сила ветра составляла 2-3 балла. Опасаясь появления со стороны Югорского Шара советских сторожевых кораблей, Бродда взял курс на южное побережье Новой Земли. В 13.40. он передал командованию радиограмму о потоплении артиллерийским огнем двух буксирных составов в квадрате АТ-8762. В ней же указывалось, что на борту одной из барж находилось около 300 солдат.

* * *

Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3 ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00. на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев.
В 14.40. при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00. приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.

К этому утверждению следует относиться скептически по многим причинам. Во-первых, в архивных документах не указываются имена и фамилии спасенных. Кто эти люди и каким образом им удалось спастись на шлюпке - остается непонятно. Во-вторых, в журнале боевых действий U-209 отсутствуют какие-либо записи об использовании экипажем ручного стрелкового оружия. А, как известно, пунктуальные немцы любили записывать даже мелочи. В-третьих, не надо забывать, что 28 июля 1942 года U-209 спасла в море и доставила в Норвегию 8 американских моряков с парохода «Хоному», хотя могла их не подбирать. Вряд ли капитан-лейтенант Бродда питал к американцам более теплые чувства, чем к русским. В четвертых, для германских подводников было несвойственно жестокое отношение к экипажам потопленных кораблей.

* * *

Вечером U-209 обогнула остров Междушарский с восточной стороны, пройдя через пролив Костин Шар. 19 августа в 08.05. по пеленгу 90° сигнальщики обнаружили за кормой силуэт подводной лодки. Это была U-456 под командованием капитан-лейтенанта Тейхерта, которая утром 15 августа вышла из Киркенеса к Новой Земле и уже в боевом походе получила указание пополнить артиллерийский запас U-209. Из-за сильного волнения моря осуществить передачу снарядов у северо-западного побережья острова Междушарский не удалось. Посовещавшись, командиры приняли решение сделать это прямо в проливе Костин Шар. Однако и там у немцев возникли проблемы. В 13.10. на дистанции 7000 метров сигнальщики обнаружили 4 сторожевых корабля, открывших по лодкам артиллерийский огонь. Это были СКР-19, ТЩ-39, ТЩ-58 и мотобот «Полярник», находившиеся в дозоре. U-209 и U-456, следуя строем кильватера, изменили курс и начали уходить в сторону моря. При этом последняя открыла ответный огонь по противнику. Бродда, не упускавший возможности применить артиллерию
, мог только сожалеть об отсутствии снарядов на своем корабле. На этот раз ему выпала лишь роль наблюдателя.
Между тем подводные лодки продолжали двигаться в надводном положении. Малые глубины не позволяли им уйти под воду, да и особой надобности в этом не было. Точность огня советских кораблей оставляла желать лучшего. Их снаряды ложились далеко за кормой. Примерно в 13.40. последний из них исчез за горизонтом.
Оторвавшись от противника, немецким командирам, наконец, удалось осуществить задуманное. В 18.30. в двух милях от западного побережья полуострова Гусиная Земля с U-456 на U-209 было перегружено 80 снарядов к 88-миллиметровому орудию. Это удалось сделать всего за 20 минут. Затем обе лодки погрузились и потеряли контакт друг с другом.

* * *

В 15.40 тральщики подошли к месту гибели лихтера Ш и буксира «Комилес». Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, «Норд» застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых. По словам людей, снятых с острова, буксир «Комсомолец», поврежденный многочисленными попаданиями снарядов, не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.
В 17.10. тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего «Комсомольца». Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда «Норд» снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных. Таким образом, из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.
В 19.50. оба тральщика и буксир «Норд» снялись с якоря и 18 августа благополучно прибыли в Хабарово.

* * *

Несколько слов о буксирном пароходе Печорского порта г. Нарьян-Мара «Комсомолец».
Это был трудяга-буксир, который занимался портовыми работами, а также буксировкой барж из района Фарихи в порт. Во время ВОВ «Комсомолец» был передан в аренду строительства № 300 НКВД. Я не буду описывать последний рейс судна. Небольшой рассказ об этом есть в книге «Нарьян-Марский морской порт - 70 лет». Авторы А.М. и М.А. Спирихины. Есть информация и в Энциклопедическом словаре НАО. Небольшая справка:
Б/п «Комсомолец» построен в Норвегии в 1866 г., бывшее название - «Сарпен».
Длина - 26,7 м., Шир.-6 м., выс. Борта - 2,45 м., мощ. маш.- 320 л.с., скор. - 7 узлов.
Пришел в порт в 1934 г. После этой трагедии, ровно через 2 года, был снят с мели и отбуксирован в Нарьян-Мар. После капремонта очень непродолжительное время работал в порту.
Михаил СПИРИХИН,
бывший работник Нарьян-Марского морского порта

 ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 
© 2005, "Няръяна вындер". Ваши замечания и предложения по поводу сайта высылайте по адресу: rednv2@atnet.ru