Няръяна вындер
3 ноября 2007 г.
№167 (19141)
Красный тундровик
Свежий номер
Архив
О газете
Контакты
Подписка
Реклама
Ссылки
Поиск
Версия для печати
• Мы – свои!
• Когда наступит время «Х»?
• Полезные ископаемые НАО
• Пожар на Варандее
• Мяч в кольце
• Обучись – найдешь работу
• Национальный вопрос
• Седьмое ноября – памятная дата
• Спасибо за праздник
• «Пятерка» за ПДД
• Фонтан – искусство
• Кинопремьеры
• Служить бы рад...
• Как разрубить правовой узел?
• Связь будет
• Вторая попытка
• Проверь себя сам
• Брак вне ЗАГСа
ЗАКОНОДАТЕЛЬ
Как разрубить правовой узел?
В повестке дня внеочередной сессии окружного Собрания депутатов, которая прошла на этой неделе, значились три вопроса: обращения к Президенту РФ, в Генеральную прокуратуру и Председателю Российского Правительства, а также о внесении поправок в проект бюджета Архангельской области на 2008 год. Но, по сути, все они касались одной проблемы – как будут строиться отношения между округом и Архангельской областью в 2008 году.
Народные избранники приняли обращение в адрес главы государства по вопросу проведения согласительных процедур в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.

«Уважаемый Владимир Владимирович!
С марта 2007 года Ненецкий автономный округ неоднократно выступал с инициативой заключения договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа об исполнении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые осуществляются в настоящее время округом самостоятельно.
В процессе переговоров было проведено несколько рабочих заседаний с участием представителей законодательной и исполнительной власти обоих субъектов Российской Федерации, на которых была выработана общая позиция о необходимости заключения договора, предусматривающего исполнение соответствующих полномочий органами государственной власти Ненецкого автономного округа.
Вместе с тем, 2 октября 2007 года глава администрации Архангельской области заявил о намерении с 1 января 2008 года исполнять весь объем указанных полномочий на территории Ненецкого автономного округа с зачислением в областной бюджет всех собираемых в округе федеральных налогов и сборов.
Одновременно глава администрации Архангельской области внес на рассмотрение областного Собрания депутатов проект закона Архангельской области «Об областном бюджете на 2008 год», в котором не предусмотрено финансирование ни одной окружной целевой программы и значительно урезано сметное финансирование бюджетных учреждений. Общий объем неучтенных расходов составил более 2,8 миллиарда рублей.
Кроме того, проектом областного бюджета предусмотрено перечисление межбюджетных трансфертов окружному бюджету на исполнение отдельных полномочий Архангельской области, что в отсутствие договора о передаче полномочий является грубым нарушением статьи 5 Конституции Российской Федерации, статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 2, 3 статьи 26.6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Органами государственной власти Архангельской области не принята нормативная правовая база, устанавливающая расходные обязательства для исполнения полномочий в округе, отсутствуют решения о создании на территории округа областных специализированных медицинских учреждений, областных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования, областных учреждений социального обслуживания населения, а также управленческого аппарата, что свидетельствует о неготовности исполнения данных полномочий органами власти Архангельской области и может привести к следующим негативным последствиям:
– массовому увольнению работников учреждений округа (более 10% трудоспособного населения округа);
– прекращению деятельности специализированных медицинских учреждений, а также оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
– приостановлению образовательного процесса в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
– ликвидации учреждений социального обслуживания ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот и безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и малоимущих граждан;
– прекращению строительства почти 100 социально значимых объектов (школ, больниц, жилых домов и др.);
– прекращению социальных выплат отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям.
Наступление указанных последствий вызовет большой общественный резонанс и приведет к резкому ухудшению социально-экономической обстановки в Ненецком автономном округе.
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа обращается к Вам с просьбой организовать проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации».

Вот как комментировали депутаты необходимость принятия данного обращения.
КОШИН Игорь Викторович: В прошлом году между округом и областью был подписан договор на два года, но с условием, что до 1 мая 2007 года сторонами будут согласованы количественные и качественные характеристики соглашения на 2008 год, но этого, как мы видим, не было сделано ни весной, ни летом, ни осенью. Вместо этого губернатор Архангельской области 2 октября прислал письмо, в котором сообщил, что с 1 января область готова взять на себя исполнение полномочий, а, следовательно, и налоги, собираемые на территории НАО, будут уходить в областной бюджет. Проблема взаимоотношений с областью тянется еще с 2004 года, когда лишь после обращения к президенту России был подписан договор на 2005 год. Только соглашение на 2006 год было подписано в срок. Финансовые параметры договора на 2007 год были согласованы к концу ноября 2006 года, что привело к тому, что округ принял годовой бюджет с опозданием.
МЯНДИН Анатолий Васильевич: У меня сохранилась статья из газеты «Няръяна вындер» за 2004 год – это интервью архангельского губернатора Киселева под названием «Добрые соседи». Здесь он благодарит жителей округа, что оказали ему поддержку на выборах, а на вопрос по передаче полномочий он отвечает так: «Обязательно нужен договор. Мы хотим выстраивать с округом добрососедские отношения». За это время слова Киселева все время расходились с делом – каждый год при формировании бюджета округ лихорадит: будет договор – не будет договора. Я поддерживаю обращение к президенту и, более того, считаю, что мы должны идти до конца и при необходимости поднимать вопрос об отставке главы администрации Архангельской области.
ФОМИН Виктор Николаевич: То, что сейчас происходит – это предсказуемый процесс, к которому мы шли на протяжении нескольких лет. Я считаю происходящее правовым беспределом. И то, что кроме обращения к президенту, мы принимаем обращение в Генеральную прокуратуру – это правильно, потому что в 2008 году будут нарушены права граждан – не будут исполняться обязательства, взятые окружной властью. Но нужно быть и самокритичными. Органы власти понимали, что есть правовой вакуум, который не позволит Архангельской области в полной мере исполнять наши полномочия, но мы оттягивали наступление этого момента, ежегодно откупаясь от Архангельска. Надеялись на лучшее. А теперь мы пытаемся вскочить в поезд, который уже тронулся. И перспектива стать районом области уже хорошо проглядывается. И сейчас, как никогда, важно объединить усилия всех, от кого зависит решение вопроса.
ХАБАРОВ Владимир Викторович: Я полагаю, что в ситуации скандалов, которые разгораются один за другим в Архангельске, и в свете экономической неустойчивости в области, кому-то выгодно сейчас перевести акцент на другую проблему – отношения с НАО. Убежден, эту проблему можно было решить без лишней шумихи, действительно, по-добрососедски, а не так: до последнего вести переговоры и оттягивать подписание договора, а потом отказаться от всех договоренностей.
СВИРИДОВ Сергей Анатольевич: Принятие обращения назрело давно. Как показывает практика, после подобных мер появляется соглашение между субъектами. Федеральный законодатель, принимая поправку в соответствующий закон, сказал «А», что в «матрешечном» субъекте полномочия в случае отсутствия договора могут быть переданы области либо краю, но не сказал «Б». Нет сегодня механизма реализации этой процедуры. Фактически Архангельская область сегодня не готова исполнять наши полномочия, для этого нет главного – правовой базы. Кроме того, в проекте бюджета Архангельской области есть строка, в которой указана сумма на исполнение полномочий на территории НАО. Но рассчитано исполнение только тех обязательств, которые существовали в округе на 1 июля 2007 года. То есть, те законы, которые приняты в округе после этой даты и еще появятся в 2008 году, бюджет области во внимание даже не принимает. Например, на предыдущей сессии мы приняли такие социально значимые решения, как доплаты донорам, льготы приемным семьям. В б
лижайшее время мы планируем принять закон о повышении размера доплат к пенсиям. Я обращаюсь в адрес окружной прокуратуры, которая обязана следить за исполнением законов на территории субъекта, с требованием дать правовую оценку происходящему.
Светлана ПОЛИТОВА


© 2002-2007 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик")
При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.nvinder.ru обязательна